Войти в почту

«Варфоломеевское утро». Как крушение лайнера «Ла Бургонь» стало самым кровавым в истории?

Бесчеловечность, которая воцарилась на круизном теплоходе «Ла Бургонь» во время его крушения потрясла мир. Это событие в учебниках истории прозвали «Варфоломеевским утром» или «Кровавым кораблекрушением». Что же произошло в море 4 июля 1898 года?

«Варфоломеевское утро». Как крушение лайнера «Ла Бургонь» стало самым кровавым в истории?
© СОК.медиа

Отклонение от курса

2 июля 1898 года круизный лайнер «Ла Бургонь», на котором находились 597 пассажиров с 128 членами экипажа, вышел из порта Нью-Йорка и направился во Французский Гавр. Управлял кораблем опытный капитан Делонкль, который ранее никогда не допускал ошибок. Но в этот раз он почему-то сбился с курса и увел лайнер на 160 миль в сторону, вплотную приблизив его к печально прославившемуся острову Сейбл, который моряки прозвали «пожирателем кораблей». Чтобы скорее пройти опасный участок, Делонкль приказал матросам прибавить ходу, включив сирену и ходовые огни. Сложившаяся ситуация усложнялась еще и тем, что тем утром 4 июля над морем стоял такой сильный туман, что с палубы невозможно было разглядеть нос судна.

Принимая решение ускориться, капитан «Ла Бургони» даже подумать не мог, что в этот момент навстречу лайнеру мчится британский барк «Кромартишир». Экипаж судна во главе с Оскаром Хендерсоном услыхал сигнал парохода уже слишком поздно. Избежать столкновения не удалось. Единственное, что успел сделать Хендерсон, так это развернуть немного свой корабль, чтобы уменьшить последствия от удара. В итоге «Кромартишир» отделался небольшими повреждениями. Основной удар пришелся на «Ла Бургонь». Но лайнер, несмотря на пробоину в нижней палубе, которую он получил от якоря барка, быстро покинул место столкновения и скрылся в тумане.

Ранее мы уже рассказывали о жуткой тайне «Марии Целесты».

Роковое утро

Повреждения круизного парохода оказались намного серьезнее, чем ожидал капитан Делонкль. Рулевое управления корабля вышло из строя. Один из котельных отсеков затопило водой. Капитан, оценив ситуацию, понял, что корабль скоро пойдет ко дну. Он отдал команде приказ откачивать воду ручными насосами, чтобы выиграть немного времени. Делонкль решил попробовать выбросить судно на песчаные отмели острова Сейбл, до которого оставалось около 60 миль.

После команды «полный вперед» лайнер стал набирать скорость, несмотря на сильные повреждения и панику экипажа. Но буквально через 5 минут второй котельный отсек залило водой, что привело к остановке двигателя. Капитан сразу же собрал всех офицеров и приказал спускать на воду спасательные шлюпки, сажая в них в первую очередь женщин с детьми. Оказалось, что на лайнере изначально было всего 10 лодок, 3 из которых разбились при столкновении с «Кромартиширом». Оставшихся шлюпок катастрофически не хватало для спасения всех пассажиров.

Кровавая резня

Пока офицеры помогали женщинам занять места в шлюпках и передавали им детей, австралийские моряки, попавшие на лайнер после крушения собственного корабля у берегов США, и эмигранты из Италии кинулись с пистолетами и ножами пробивать себе путь к спасению. На лайнере началась кровавая резня. Несколько шлюпок из-за перегруза пошли ко дну вместе со всеми пассажирами. Из других лодок озверевшие люди стали выбрасывать матерей с детьми.

Лайнер тем временем продолжал клониться на бок. Обезумевшие пассажиры стали выпрыгивать за борт, чтобы забраться в спущенные шлюпки. Другие пытались сбросить в воду катер, закрепленный у носовой палубы. Офицеры, наблюдая за этой картиной, старались сохранять спокойствие и продолжали выполнять приказ капитана. Опустить в воду одну из шлюпок, заполненную женщинами, они так и не смогли из-за поломки блока кормовых талей. Лодка сильно перекосилась и осталась висеть в воздухе, раскачиваясь на тросах. Исправить ситуацию офицеры были уже не в состоянии из-за натиска обезумевших эмигрантов, которые отказывались их слушать.

На лайнере царила полная анархия. Пассажиры выхватывали друг у друга спасательные жилеты, дрались за них и в панике натягивали на себя, не давая матросам объяснить, как правильно они фиксируются. Позже выяснилось, что именно это послужило причиной их гибели. Возле места крушения лайнера были найдены десятки трупов в спасательных жилетах, плавающих вверх ногами.

Ранее мы уже рассказывали историю Ларисы Савицкой, которая оказалась единственной выжившей в страшной авиакатастрофе.

Конец агонии

Капитан Делонкль понимал, что огромный пароход буквально через пару минут уйдет под воду, но спастись не пытался. Он стоял на своем мостике и подбадривал всех тех, кто был рядом с ним в этот нелегкий момент. Делонкль уже ничего изменить не мог, поэтому с горестью наблюдал за тем, как до последней секунды на лайнере велась жесточайшая борьба за выживание. Перед тем, как «Ла Бургонь» накрыла волна, капитан успел дать последний гудок. Он пронесся над туманным морем, напоминая истерический крик.

Пережить кораблекрушение удалось немногим. 561 человек погиб, включая капитана, который не покинул тонущий лайнер, хотя дома его ждали супруга и 5 малолетних детей. Из 200 женщин, 50 грудных младенцев и 30 детей старшего возраста, которые были на борту, выжила лишь одна женщина. Всего спаслись 59 пассажиров, пребывавших на круизном лайнере, и 105 членов команды, из которых был только один офицер, уцелевший случайно.

Вся ответственность за кораблекрушение была возложена на капитана лайнера «Ла Бургонь». Все обвинения с команды «Кромартишира» были сняты. Но каким бы ни было решение суда в отношении виновных в трагедии, это кораблекрушение навсегда останется в памяти людей как самое жестокое событие на море.

Ранее мы уже рассказывали о том, на что пришлось пойти пассажирам упавшего в горах самолета, чтобы выжить