"Корона" вернется
В челябинске начались испытания футуристического жидкостного ракетного двигателя малой мощности.
Испытываемое оборудование ученые называют демонстратором, на его основе будут производить двигатели с тягой в тысячи раз больше, чем у тех, что уже созданы.
Экологическим топливом для них послужит смесь кислорода и водорода, отмечает проректор ЮУрГУ Сергей Ваулин. Но самое главное - прорывная идея, которая позволит построить полностью возвращаемую одноступенчатую ракету "Корона", превосходящую Falcon-9 Илона Маска. Ведь у той приземляется только одна уцелевшая ступень.
Доставка грузов на отечественном челноке будет экономичнее - хоть на околоземные орбиты, хоть в дальний космос. И даже на астероиды, от столкновения с которыми ученые собираются уберечь Землю, - эту идею им "подсказал" в 2013 году метеорит, взорвавшийся над Челябинском. Современные аппараты, говорят изобретатели, не очень приспособлены для борьбы с атакой космических скитальцев: один традиционный разгонный блок не в состоянии проложить кораблю путь в космос. По словам декана аэрокосмического факультета Виктора Федорова, существует такая зависимость: чем выше поднимаются современные ракеты, тем больший диаметр сопла должен быть у двигателя. Это достигается сменой ступеней: отработала одна - долой ее, вторая - тоже прочь.
В "Короне" же все будет иначе. 16 малых двигателей должны окружить кольцом центральное тело силовой установки в виде иглы. Обращенными внутрь соплами они станут "дуть" на нее, и игла начнет разгонять скатывающийся по ней газовый поток. От высоты полета ракеты будет зависеть лишь "поведение" этой реактивной струи - она станет плотнее прижиматься к центральному телу или, наоборот, отстраняться от него. Но это не потребует многоступенчатости от самой ракеты. В этом особенность будущего многокамерного маршевого двигателя, напоминающего своим видом корону. Его разработка ведется в Уральском межрегиональном научно-образовательном центре "Передовые производственные технологии и материалы".
Евгений Китаев, Челябинская область