Войти в почту

Мощь и гордость флота! 115 лет подводным силам России: история развития и новейшие технологии

Первые прототипы подводных лодок в России

Мощь и гордость флота! 115 лет подводным силам России: история развития и новейшие технологии
© runews24.ru

Первый прототип подводной лодки в России был создан талантливым военным инженером Карлом Шильдером, также работавшим над созданием противопехотных мин, картечных фугасов, переправочных конструкций.

На первой подводной лодке не было двигателя, в движение она приводилась при помощи мускульной силы. Лодку оснащали своеобразными «ластами», чтобы они отталкивались от воды, и объект приводился в движение. Первоначально предполагалось, что подводный корабль будет незаметно приближаться к противнику и поражать его пороховой миной с электрическим взрывателем. Лодка могла находиться под водой в течение трех часов, количество членов экипажа – 12 человек плюс два командира.

Первым же конструктором серийных подводных лодок стал инженер Степан Джевецкий. На одесском заводе Гулье Бланшара за счет средств купца Феодора Родоконаки была построена первая серийная подводная лодка. Подлодка Джевецкого, испытанная в 1880 году, приводилась в движение педальным приводом на гребной винт. Будущий император Александр III следил за процессом испытания, после чего распорядился выделить средства из государственной казны на производство 50 подводных лодок. На вооружении стояли две мины и служили подлодки для обороны морских крепостей. В 1886 году их начали выводить из эксплуатации, однако несколько таких подводных лодок после глубокой модернизации прослужили до 1908 года.

В 1866 году инженер Иван Александровский выпустил 350-тонную подводную лодку, рабочим телом которой являлся сжатый воздух. Лодку построили на Балтийском заводе. В движение лодка приводилась поршневыми механизмами и сжатым воздухом, который поставлялся из 200 чугунных баллонов. Первые испытания новой подлодки прошли успешно, в том же 1866 году лодку внедрили в состав минного отряда. Число членов экипажа – 15 матросов, пять унтер-офицеров и один офицер.

Подлодку Александровского неоднократно модернизировали. Спустя год после введения в эксплуатацию антимагнитную обшивку носовой части заменили с латунной на медную. 18 февраля 1868 года император Александр II распорядился поставить подлодку к I рангу кораблей, куда также относили тяжелые крейсеры и броненосцы.

В 1868 году установили новые цистерны. После ряда перестроек и исправлений подлодка в Кронштадте могла погружаться на глубину девять метров с 22 членами экипажа. ТТХ (тактико-технические характеристики) подлодки Александровского:

Длина лодки — 33 метра; Ширина в наибольшем месте — 4 метра (3,66 метра); Максимальная высота — 5,5 метра; Глубина в трюме (высота) — 3,66 метра; Водоизмещение — 352 (надводное) или 362 (подводное) тонны; Толщина стальной обшивки — от 9 до 12 мм; Балластная цистерна всплытия-погружения — 11 м3, давление продувки до 10 кг/см; Запас сжатого воздуха (для пневматической силовой установки и дыхания экипажа) — 200 баллонов диаметром по 14 дюймов, по 6 норм. м3 каждый под давлением 60—100 атм.; Мощность силовой установки (два пневматических двигателя) — 234 (2 х 117) л. с. (400 л. с.); Запас подводного хода — 30 морских миль или 8 часов; Команда — шесть офицеров и 15 матросов, (22 человека: командир, пять офицеров, один врач и 15 унтер-офицеров и нижних чинов); Подводная скорость — до 3,5 узлов (до 10 верст в час).

В подводной лодке Александровского также использовался поплавковый цилиндр, который стал прообразом современных уравнительных цистерн. На лодке устанавливались два горизонтальных и один вертикальный руль, магнитный компас, водолазная камера и самоспасательные кожаные понтоны. На вооружении стояла связка из двух мин: подлодка должна была подходить под вражеское судно, отдавать трос, после чего мины всплывали с двух сторон от корабля и удерживались под водой тросом под днищем. Подлодка отходила на безопасное расстояние, а экипаж подрывал вражеский корабль при помощи гальванического взрывателя.

Создание подводного флота Российской империи

Первая боевая русская подводная лодка России, которую официально зачислили в списки подводных кораблей, была создана в 1903-1904 годах по проекту ученого по фамилии Бубнов. Лодка получила название «Дельфин», ее оснастили бензиновым мотором и электродвигателем. Подлодка являлась однокорпусной, для ее погружения под воду служили в качестве главного балласта служили три цистерны. В систему осушения входили электрическая поршневая трюмная помпа и малая ручная помпа. Дифферентовка осуществлялась путем работы двух дифферентных цистерн, перекачивание воды проводили при помощи двух насосов. Цистерны продували сжатым воздухом, всего на борту было шесть баллонов, два из которых предназначались для пуска торпед. Запасы воздуха пополнялись электрическим компрессором, который справлялся за четыре часа.

Двигатель – шестицилиндровый однорядный мощностью 300 л.с. при 600 оборотах в минуту. Топливо хранили в цистернах, располагавшихся около двигателя, общий запас бензина составлял 5,3 тонны. Для подводного хода использовался гребной электромотор мощностью 120 лошадиных сил при 300 оборотах в минуту (сегодня такие устанавливают на дешевые автомобили). С бензиновым мотором он соединялся при помощи кулачковой муфты. В носовой части разместили электрические батареи – всего 64 элемента емкостью 3 600 Ач. Зарядка батарей осуществлялась при помощи электросети при напряжении 120-140 вольт током 300-500 ампер, время зарядки – десять часов.

На вооружении у «Дельфина» состояли два наружных решетчатых торпедных аппарата системы Джевецкого с двумя торпедами Уайтхеда образца 1898 года калибра 380 мм и дальностью хода 8 кабельтовых (примерно полтора километра). Управление аппаратами осуществлялось изнутри лодки при помощи специальных приводов.

Во время учений в 1904 году лодка затонула в Балтийском море, погибли 24 человека. Однако ее удалось поднять, и она активно использовалась в боях во время Русско-японской войны.

В 1912 году Балтийский судостроительный завод построил дизельную подводную лодку типа «Барс». Ее скорость равнялась 11,5 узла (21,3 километра в час), при глубине погружения на 90 метров – 8,5 узла (15,7 км/ч). С 1915 по 1916 годы на вооружении у Балтийского флота стояли подводные лодки «Американский Голланд», которые купили в США и собрали в России. Англия также направила России десять подлодок типа «Е» и «С». Все они принимали участие в Первой мировой войне, уничтожили два крейсера и 16 транспортных судов противника, совершив при этом 78 боевых выходов.

Подводный флот СССР

Первыми советскими подлодками стали корабли I серии типа «Декабрист». От «Барсов» они отличались наличием двух корпусов, разработка и строительство велось под руководством Бориса Малинина – разработчика лодок «Ленинец» и «Щука», лауреата Сталинской премии первой степени. Лодку также помогал собирать Ксенофонт Руберовский.

В 1933 году подводному флоту поставили подводные корабли II серии типа «Л» (вышеупомянутый «Ленинец»), на которых впервые появились трубы для постановки якорных мин заграждения. К 1941 году было выпущено 84 лодки проекта «Щ» («Щука»), а с 1934 года начали строить самые массовые подлодки СССР – проект «М» или «Малютка». Советские инженеры также принялись проектировать подлодки типа «К» (крейсерные), которые впоследствии использовали для создания океанских подлодок. На вооружении состояло десять торпедных аппаратов, два пулемета и два орудия, скорость движения в подводном и надводном положении – 10,3 и 21,1 узла (19 и 39 км/ч), дальность плавания – 176 миль (326 километров), численность экипажа – 62 человека.

Атомный подводный флот СССР и России

Новой вехой в развитии подводного флота стали советские атомные подводные лодки. С учетом опыта Второй мировой войны появилась потребность в изменениях. За шесть лет после окончания войны была построена первая атомная советская подлодка К-3, которую позднее назвали «Ленинский комсомол». В 1962 году лодка прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и два раза пересекла точку Северного полюса, где подводники установили флаг СССР. В сентябре 1963 года та же подлодка проплыла подо льдами и всплыла точно на географическом Северном полюсе.

«Ленинский комсомол» стал третьим в мире атомным подводным судном. Ее заложили в 1955 году в Северодвинске, а 12 марта 1959 года лодка уже вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием в Северодвинске. В 1973 году на вооружение приняли подлодку проекта 670 «Ёрш», которую оснащали ракетным комплексом «Аметист» с подводным стартом восьми крылатых ракет.

С 1980-х годов в СССР заложили строительство подводных лодок проекта 941 «Тайфун». На вооружении состояли баллистические ракеты, которые имели дальность полета до 10 тысяч километров. В 1985 году Военно-морской флот принял на вооружение подлодки проекта 971 «Акула», которые предназначались для поиска, обнаружения, слежения и уничтожения подводных и надводных целей, в том числе и нанесения ударов по объектам, расположенным на берегу.

«Святые 90-е» и дальнейшее развитие подводного флота

Многие из передовых советских атомных подводных лодок были распилены на металлолом в рамках договора о разоружении. Несмотря на все трудности постсоветского периода, в Северодвинске в 1996 году заложили строительство подлодки проекта 995 «Борей». В 2008 году первую подлодку выпустили с конвейера, ее назвали «Юрий Долгорукий». В 2010 и 2011 годах службу начали нести подлодки «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

18 марта 2016 года на воду была спущена подлодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-268 «Великий Новгород». Это – дизель-электрическое судно, которое уже применили в бою. 14 сентября 2017 года лодка «Великий Новгород» вместе с однотипной подводной лодкой Б-271 «Колпино» нанесла удар по объектам ИГ (террористическая организация запрещена в России) в Сирии крылатыми ракетами «Калибр». Пуск был осуществлен из акватория Средиземного моря. Все вражеские объекты были успешно ликвидированы.

22 сентября того же года «Великий Новгород» из подводного положения выпустил «Калибры» по объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» (запрещена в России) в провинции Идлиб.

5 октября 2017 года подлодка «Колпино» ударила десятью ракетами «Калибр» по объектам ИГ в провинции Дэйр-эз-Зор. 31 октября снова был нанесен удар по террористам в Сирии из Средиземного моря. Все цели, поставленные военным руководством России, были достигнуты.

Будущее атомных подводных лодок России

В России создаются сразу несколько новых проектов: субмарины «Хаски», новые «Бореи» и «Ясени». Сегодня в составе ВМФ есть 12 подлодок проекта 955 «Борей», вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава». Их мореходность не ограничена.

ВМФ России также имеет субмарины четвертого поколения проекта 885 «Ясень», известные под названием К-560 «Северодвинск». Всего же на вооружении состоит 29 атомных многоцелевых подводных лодок. В период с 2009 по 2017 годы на заводе «Севмаш» заложили шесть субмарин: «Казань», «Новосибирск», Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». «Проекты 885/885М являются прорывными для российского ВМФ. Подобные корабли сегодня отсутствуют во всех флотах мира, кроме нашего», – говорил в 2018 году генеральный директор морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев.

Многоцелевая подлодка пятого поколения «Хаски» существует на бумаге. Подводное водоизмещение субмарины составит около 12-13 тысяч тонн, экипаж составит 90 человек. Противолодочный вариант будет оснащаться ракетами «Калибр», которые смогут уничтожить ракетные подводные крейсеры стратегического назначения типа «Колумбия» и «Вэнгард» (США и Великобритания соответственно). Второй вариант «Хаски» оснастят гиперзвуковыми ракетами «Циркон», чтобы уничтожать атомные ударные авианосцы, крейсеры, эсминцы, универсальные десантные корабли и другие надводные цели. «Хаски» в будущем должна заменить подводные лодки проекта 949А «Антей», «Щука-Б» проекта 971 нескольких модификаций, лодки типа «Щука» проекта 671РТМ (К), «Кондор» проекта 945А и «Барракуда» проекта 945.

Подлодки пятого поколения должны получить новую главную энергетическую установку вместо водо-водяного реактора. Не исключается, что в будущем начнут устанавливать реакторы, которые имеются на подлодках проекта 705 (705К) «Лира». Их главной энергетической установкой являлся однореакторно-паропроизводительная конструкция с жидкометаллическим теплоносителем, которая представляла собой сплав свинца и висмута. Вместе с ней должна работать блочная одновальная паротурбинная установка, о чем говорил замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко в комментарии «Газете.ру».

Подобная конструкция позволяет в два раза увеличить маневренность, в 1,5-2,5 раза улучшить энергонасыщенность, в 1,3-1,5 раза – удельные массовые показатели. Пока что есть проблемы с поддержанием паропроизводящей установки в горячем состоянии, что ведет к расходу ресурсов и энергозапаса активных зон. Судно оснастят энергетической одновальной однореакторной паротурбинной установкой на повышенных параметрах пара. Если при строительстве «Хаски» инженеры используют модульно-агрегатный метод, то овладение этим методом станет очередной вехой в развитии российского подводного кораблестроения.

Фото: из открытых источников