На заставах, блокпостах, в дальних гарнизонах…
В Союзе журналистов Москвы 17 февраля чествовали репортёров, которые освещали события в зоне военных конфликтов и чрезвычайного положения в последние три десятилетия. Какой вклад внесли эти издания в историю военной журналистики, и как сейчас защищены корреспонденты, которые отправляются работать в горячие точки, в материале «Парламентской газеты».
Газеты для бойцов и о бойцах
Начали с тематического подарка: военкорам вручили книги «История отечественной военной журналистики (1992-2020)». Она — о работе военных газет, которые выходили в горячих точках, рассказал его автор, завкафедрой коммуникационного менеджмента Московского педагогического государственного университета, полковник запаса Андрей Козлов.
По его словам, в 90-е годы, когда то бушевали вооружённые конфликты, то приходилось вводить чрезвычайное положение, выходили окружная, две армейские и восемь многотиражных газет, функционировали три временные редакции группировок войск. «Названия этих средств массовой информации - «Миротворец», «Защитник России», «Солдат Отечества», «Косовский миротворец», «Защитник Родины» — говорят о тех сложнейших условиях, в которых они издавались, — рассказал профессор. — Сегодня в этом зале собрались представители всех этих СМИ. Они с честью выполнили свой воинский и журналистский долг».
Газеты выходили в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, Чечне, Дагестане, Косово. Две из них и сегодня издаются в Сирии. Их задачей было дать военному человеку полную, правдивую информацию о реальном положении дел в зоне вооружённого конфликта, о политической ситуации в регионе дислокации.
Например, газета 201-й мотострелковой дивизии «Солдат России», освещала боевые действия на таджико-афганской границе, анализировала общественно-политическую обстановку в Таджикистане и в сопредельных государствах. В газете публиковали фотографии солдат и офицеров, отличившихся в боях. «Отношение командования и личного состава к газете «Солдат России» было благожелательным. Многотиражку читали от корки до корки», — поделился воспоминаниями кандидат исторических наук, майор запаса Александр Салихов. По его словам, особой популярностью многотиражка пользовалось на заставах, блокпостах, в дальних гарнизонах. Объяснялось это тем, что газета была в Таджикистане единственным доступным для военнослужащих российским печатным СМИ.
Восполнять информационный голод, укреплять моральный дух военнослужащих в период первой чеченской кампании была призвана газета группировки внутренних войск МВД России «Солдат правопорядка». Первые номера вышли уже в декабре 1994 года. Для выпуска газеты создали сменную редакцию, в которой на ротационной основе трудились военные корреспонденты изданий внутренних войск, рассказал бывший главный редактор журнала Войск национальной гвардии «На боевом посту» Сергей Колесников. «Журналисты работали непосредственно в боевых порядках, были участниками спецопераций, собирали информацию в полевых условиях: на блокпостах, КПП, заставах, общались не только с военнослужащими, но и с местным населением. Традиционным жанром в газете стал репортаж с места событий, военные журналисты публиковали то, чему были свидетелями сами», — рассказал он.
Условия были без преувеличения боевые. Как результат — безвозвратные потери среди журналистов в погонах. На Северном Кавказе погибли Владимир Житаренко, Анатолий Ягодин, Александр Лоскутов, в Таджикистане — Владимир Долгих, в бывшей Югославии — Сергей Белогуров, в сирийской командировке — Сергей Абросимов.
Павших помнят. Так, приказом Федеральной службы войск национальной гвардии России от 27 ноября 2017 года в списки личного состава редакции журнала «На боевом посту» навечно зачислен старший лейтенант Анатолий Ягодин. Отметим, что до этого военных журналистов не зачисляли в списки личного состава воинской части — впервые это произошло в войсках национальной гвардии.
Закон на защите репортёров
Два года назад, в декабре 2018 года, президент подписал закон, защищающий журналистов, работающих в зонах боевых действий и вооружённых конфликтов. До этого вообще не было чётких правил командировок в горячие точки, хотя то и дело в мире вспыхивали конфликты, и российские корреспонденты отправлялись их освещать, сказал «Парламентской газете» депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Ревенко. Он сам не раз бывал в боевых условиях, работая в руководстве ВГТРК. Когда закон готовили, каждый нюанс обсуждали в Госдуме и Совете Федерации с самими военными репортёрами, редакторами, главой Союза журналистов Владимиром Соловьёвым, добавил депутат. Сейчас редакция может командировать своего сотрудника в зону военного конфликта только по его желанию. Она должна позаботиться об обучении журналиста на специальных курсах, экипировать его, а если сотрудник пострадает — выплатить компенсацию, оплатить лечение и возвращение домой.
Законодательство о защите военных журналистов получилось исчерпывающим, считает Ревенко. «Конечно, это не отлитые в свинец параграфы, это живая материя, и если жизнь будет диктовать необходимость внесения каких-то изменений, мы это сделаем», — заверил он. Нужно делать всё возможное, чтобы максимально подстраховать и обезопасить репортёров, хотя полностью исключить риск невозможно, ведь речь идёт о военных условиях, добавил парламентарий. Он сам столкнулся с потерей товарищей — в 2014 году погибли под обстрелом под Луганском корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк и видеоинженер Антон Волошин. Это стало, по признанию Евгения Ревенко, самым страшным событием в его жизни.
Депутат поблагодарил журналистов, которые, преодолевая страх и усталость, работают в горячих точках. «Их глазами мы смотрим на события, которые разворачиваются на востоке Украины, в Сирии, в разных частях света. И низкий им за это поклон», — отметил парламентарий.