Войти в почту

Русский «Ганшип». Что с ним не так?

Министерство обороны РФ скорректировало требования к ударной летающей машине специального назначения, разрабатываемой на базе военно-транспортного самолёта, информируют «Известия».

Русский «Ганшип». Что с ним не так?
© Русская Планета

«Этот воздушный транспорт задействуют для непосредственной поддержки войск на поле боя.

Артиллерийским огнем и ударами боеприпасов он будет уничтожать пехоту, укрепления и бронетехнику противника днём и ночью в любых погодных условиях», — сообщает газета.

Речь идёт о проекте «Ночной охотник», который стартовал в 2016 году. Предполагалось, что базовой платформой для него станет разработанный в 1950-е годы военно-транспортный самолёт Ан-12 грузоподъёмностью до 20 тонн.

Однако военные отказались от использования этой машины. Такое решение сложно назвать удивительным, учитывая почтенный возраст антоновского самолёта, который Россия к тому же не в состоянии производить.

Впрочем, выбор в пользу явно устаревшей машины носит во многом вынужденный характер. Замены Ан-12 со стороны российского ПАО «Ил» по-прежнему не существует. Гипотетически Россия может ввести в эксплуатацию Ту-204 или Ту-330, однако «туполевцам» придётся создать специальные армейские модификации. Всё это требует немалого количества времени и денег.

Вьетнамский опыт

Задумка российских военных состоит в том, чтобы создать подобие тяжело вооружённого штурмовика, способного применять 57-мм пушки, управляемые авиационные средства поражения — высокоточные бомбы и ракеты. Арсенал машины должен поражать наземные цели в любую погоду и любое время суток.

Военные разных стран мира не первый раз пытаются использовать военно-транспортные самолёты для нанесения ударов. Обладая повышенной грузоподъёмностью, машины такого класса могут действительно поднимать в воздух большой объём нагрузки и быть полезны при поддержке наступательных и оборонительных операций.

В частности, во Вьетнаме американцы периодически отправляли в боевые миссии так называемые «Ганшипы» (Gunship) — машины Douglas AC-47 Spooky и Lockheed АС-130. Главным их отличием от штурмовиков, бомбардировщиков и вертолётов являлись артиллерийские орудия — весьма эффективные средства поражения скоплений живой силы, транспорта и лёгкой бронетехники противника.

Применение AC-47 и АС-130 позволило американцам добиться серьёзных успехов в борьбе с переброской сил и средств «Вьетконга» и при блокаде знаменитой тропы Хо Ши Мина. Однако триумф Соединённых Штатов имел весьма ограниченный эффект.

Критическим недостатком «летающих канонерок» оказалась чрезвычайная уязвимость для средств ПВО. Для обстрела наземных войск неприятеля самолёты были вынуждены снижаться, обнаруживая себя для вьетнамских зенитчиков, которые к концу 1960-х активно осваивали советскую технику.

Данное обстоятельство ставит под большой вопрос целесообразность реализации концепции «Ганшипа». Например, в США после вьетнамской войны «летающие канонерки» применяются для поддержки Сил специальных операций и, как говорится, по особому случаю. В частности, военно-транспортная авиация использовалась в Афганистане и Ираке, не играя роль ведущей ударной воздушной силы.

Примечательно, что в Сирии американцы уже не решились на широкое применение «Ганшипов». Чаще всего действия заокеанского спецназа поддерживали штурмовики Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, известные в России по прозвищу «Бородавочники»

Скорее всего, причиной того, что командование ВС США сделало в Сирии ставку на штурмовую авиацию заключается в осознании большой вероятности использования средств ПВО неприятелем. По этой причине американцы бросили в бой A-10 Thunderbolt II, которые в отличие от военно-транспортных машин способны наносить удары с высот в несколько тысяч километров.

Однако в современных локальных конфликтах и штурмовики могут оказаться достаточно лёгкой добычей далеко не самых новых средств ПВО. Трагедия лётчика модернизированного штурмовика Су-25 Романа Филипова, который 3 февраля 2018 года стал жертвой ПЗРК идлибских боевиков, является лишним тому подтверждением.

Риск поражения

В настоящее время из класса «Ганшипов» на вооружении Соединённых Штатов находится AC-130J Ghostrider. Данные самолёты вооружены 105-мм гаубицей и скорострельной автоматической 30-мм пушкой. Также в арсенал данной машины входят высокоточные бомбы и ракеты. Но стоит ли России заимствовать американский опыт?

В составе ВС РФ находятся патрульные самолёты, способные применять ударное вооружение. Другое дело, что реальными штурмовиками, обладающими высокой степенью защиты, они всё равно стать не смогут.

В современных конфликтах слишком велик риск поражения с земли, несмотря на тепловые ловушки и самые современные бортовые комплексы обороны. Например, перед стартом сирийской операции Москва провела огромную работу, чтобы не допустить извне поставок боевикам ПЗРК и других средств ПВО.

Да, многие спонсоры бандформирований (прежде всего, Турция и Саудовская Аравия) согласились не передавать джихадистам комплексы противовоздушной обороны. Однако данный тип вооружения всё же оказался в руках боевиков. В связи с этим совершенно неслучайно российская авиация старалась совершать бомбардировку (если это было возможно) на высоте более 5 тысяч метров

Тем не менее Минобороны РФ сочло целесообразным создание отечественного «Ганшипа» и почему-то пренебрегло тем обстоятельством, что в настоящее время у России нет подходящей авиационной платформы для размещения артиллерийского вооружения.