Австралия пытается отказаться от самых дорогих в мире дизельных подлодок
Планы обновления и усиления подводного флота ВМС Австралии путем постройки 12 новейших субмарин нового типа «Эттек» (Attack) поставлены под угрозу в силу слишком высокой стоимости новых лодок французской разработки. Изучив финансовые параметры программы австралийское правительство рассматривает возможность замены шести используемых флотом в настоящее время подлодок типа «Коллинз» (SEA1000) на новые субмарины того же типа, без серьезных конструктивных изменений.
Как сообщает Defense News, правительство Австралии задумалось о разрыве действующего контракта с французской Naval Group. Этот концерн, ранее известный как DCNS, в 2016 году выиграл конкурс на поставку новых лодок для австралийского Королевского флота. Субмариной-победителем оказался проект Shortfin Barracuda Block 1A. Он разработан на основе проекта новой атомной субмарины ВМС Франции «Барракуда», от которой отличается «конвенциональной» дизель-электрической установкой, в сочетании с воздухонезависимой установкой с применением топливных элементов. Они обеспечивают возможность работы дизеля под водой без всплытия на поверхность или использования шноркеля (выдвижной трубы для подачи воздуха к дизелю при движении лодки под водой). Все субмарины предполагалось построить на австралийской верфи в Осборне на южном побережье страны с использованием французского, американского и другого импортного оборудования и комплектующих.
Контракт на постройку 12 субмарин нового типа, получившего название Attack по планируемому имени головной подлодки, должен был обойтись австралийской казне почти в AU$40 млрд (около US$ 28 млрд), что уже на старте делало эти субмарины самыми дорогими в мире неатомными лодками. По цене они сравнимы с американскими атомными лодками типа «Вирджиния», возможность закупки которых также рассматривалась Австралией, но была отвергнута из-за общественного мнения, настроенного против использования кораблей с ядерной энергетикой. Впоследствии цена проекта возросла до AU$69 млрд (US$ 48,3 млрд), что было признано неприемлемым, особенно в сочетании с ростом сроков реализации проекта.
Отмечается, что взрывной рост цены проекта и увеличение сроков уже вызвали напряженность в отношениях правительства Австралии и Naval Group. «Я не думаю, что французские лодки будут гарантированно построены» – сообщает австралийская пресса со ссылкой на правительственные источники. В качестве потенциальных альтернатив проекту Naval Group рассматриваются другие европейские производители, включая шведские, нидерландские и немецкие компании. Отмечается, что Австралия остро нуждается в обновлении подводного флота на фоне обострения противостояния с Китаем и союзных отношений с США.
Ранее «Профиль» сообщил, что Naval Group представила концепт полностью электрической подводной лодки нового поколения. Он отражает, какой может стать подлодка будущего примерно к 2040 году.