Швеция решила заткнуть дыры в обороне под предлогом угрозы из России

Риксдаг (парламент Швеции) одобрил 40-процентное повышение военных расходов на период 2021-25 годов в силу роста напряженности в регионе Балтийского моря. При этом официальные лица мотивировали необходимость этого повышения угрозой якобы существующей со стороны России.

Новое повышение расходов станет крупнейшим за 70 лет, в результате чего годовой военный бюджет к 2020 году достигнет SEK89 млрд ($11 млрд), сообщает Defense News. По словам министра обороны Питера Халтквиста, «это самая крупная инвестиция с 1950-х годов». Инициатором повышения стало двухпартийное шведское правительство, сформированное социал-демократами и «зелеными», и эта идея была поддержана более мелкими оппозиционными группами.

Российская угроза была официально названа как одна из ключевых причин повышения расходов. По мнению шведского правительства, «Россия аннексировала Крым, ее самолеты неоднократно нарушали воздушное пространство соседних стран, и кроме того, она наращивает военное присутствие в Калининграде». «Есть много оснований предполагать, что военный потенциал России в абсолютном выражении будет расти в течение следующего десятилетия», – сказано в решении Риксдага.

Численность вооруженных сил Швеции в результате повышения должна возрасти к 2030 году с текущих 55 до 90 тыс. чел. Будет восстановлено несколько ранее расформированных частей, а количество призывников увеличится с 4000 до 8000 ежегодно. Предполагается также обновление состава ВМС страны и модернизация имеющихся вооружений.

Планы увеличения военного бюджета Швеции прокомментировал в беседе с корреспондентом «Профиля» Петр Топычканов, старший научный сотрудник Стокгольмского международного института изучения проблем мира (SIPRI).

«Рост военного бюджета отражает согласие основных политических сил о том, что есть угрозы, требующие новых военных приготовлений, и что состояние ВС Швеции не отвечает уровням нынешних и будущих угроз. Речь не только о России, в отношении которой ничего нового в Швеции нет – она традиционно воспринимается одновременно как торговый партнер, влиятельный игрок в регионе и вероятный военный противник как самой Швеции, так и ее партнеров в регионе.

Военные приготовления только отчасти касаются российского фактора. Швеция активно вовлечена в миротворческие усилия в Африке и миссии в Средиземном море, что так же требует поддержание ВС страны в боеспособном состоянии. При предшествующем, мягко говоря, ограниченном финансировании ВС страны, нынешний рост скорее поможет заткнуть некоторые дыры в обороноспособности, чем добиться перевооружения ВС», – отметил Топычканов.

В 2019 году шведские военные расходы составили около $6 млрд, что соответствует примерно 1,1% ВВП страны.