Le Monde (Франция): перемирие в Нагорном Карабахе под угрозой из-за кровавых стычек
На карабахском снегу снова кровь. Инциденты 11 и 12 декабря пролили свет на серые зоны в лаконичной декларации о прекращении огня, которую подписали месяц назад Ереван, Баку и Москва. Четыре азербайджанских солдата погибли в ходе наступления армии на остававшийся незамеченным армянский очаг сопротивления у города Гадрут. Карабахская армия сообщила в свою очередь о шести раненых.
Азербайджанцы продвинули линию фронта и заняли село Хин Тагер, пока в ситуацию не вмешались днем российские солдаты. Нацеленные на окружение удары у поселений Хцаберд и Хин Шен к северу от зоны не увенчались успехом. Речь идет о первом серьезном инциденте после подписания 9 ноября договора, который положил конец продлившейся 44 дня войне (не менее 6 000 погибших).
«Забытая» Россией территория
Зона боев расположена на азербайджанской территории, которая в течение 30 лет находилась под контролем сепаратистской Нагорно-Карабахской Республики. Речь идет о горной полосе, которая спускается по диагонали от Лачинского коридора на юго-восток по направлению к городу-призраку Джебраил. Шесть деревень остались под контролем армян, хотя весь район, как считалось, был отбит азербайджанской армией в ходе наступления на город Шуши. Зона была «забыта» 1 960 российскими солдатами, которые были развернуты для защиты армян в Нагорном Карабахе.
«Насчет произошедшего за последние дни нет полной ясности, но можно точно сказать, что ситуация взрывоопасная, — пишет в Твиттере военный эксперт Роб Ли (Rob Lee). — Российских солдат недостаточно, чтобы охватить всю линию соприкосновения, и я не уверен, что армянское руководство (…) знает, где находятся все его солдаты».
Несмотря на труднодоступность этой высокогорной и заснеженной зоны, российские силы поспешили вмешаться для предотвращения эскалации, которая стала бы ударом по имиджу и могла бы вызвать новую кровавую баню. Командующий российскими миротворческими силами Рустам Мурадов сделал дипломатичное заявление и не стал называть виновных: «11 декабря (…) произошло нарушение режима прекращения огня, которое было пресечено действиями российского миротворческого контингента. В настоящее время обстановка в этом районе нормализовалась». Как бы то ни было, де факто находящаяся под российским контролем территория Нагорного Карабаха (там проживают армяне) была расширена в ущерб азербайджанцам, о чем свидетельствует операционная карта, которую каждый день публикует Минобороны России.
В Баку не отреагировали на это расширение и излили всю желчь на армян, обвинив их в «терактах и провокациях». В воскресном пресс-релизе Министерства обороны говорится, что «три вооруженных армянских подразделения не отступили, а заняли боевые позиции за последние дни». Кроме того, ведомство привело список засад с 26 ноября, в результате которых погибли четыре азербайджанских солдата и один мирный житель. Ответ на эти действия в субботу и воскресенье был назван «антитеррористической операцией». Военный и гражданский источники «Монд» в Гадруте считают, что скрывающиеся в лесах армянские «партизаны» создают угрозу начала «повстанческой войны» в регионе.
Ереван в свою очередь винит Баку в нарушении перемирия. Как заявил в воскресенье армянский премьер Никол Пашинян, Азербайджан провел наступление, воспользовавшись тем, что российские миротворцы не успели развернуть наблюдательные посты. Ереван опирается на первый пункт декларации 9 ноября, который гласит, что стороны сохранят нынешние позиции. Баку же предпочитает делать упор на пятый, который предписывает вывод армянских сил из лачинского района к 1 декабря. При этом из-за административных неточностей спорная зона находится между Лачинским районом и Нагорным Карабахом и может оказаться отрезанной от армянского снабжения в случае полного вывода сил.
Как бы то ни было, карты безжалостны, декларация о перемирии представляет собой черновик, а атмосфера не способствует упокоению страстей. Гуляющие по соцсетям видео творившихся бесчинств разжигают ненависть, а призывающие к примирению голоса очень редки и тихи. Что касается авторитарного президента Азербайджана Ильхама Алиева, он вовсе не стремится повесить ружье на стену. В субботу он сухо заявил дипломатам Минской группы — французу Стефану Висконти и американцу Эндрю Шоферу — что они потерпели неудачу по всем пунктам. «Я часто слышал от вас (…), что у конфликта нет военного решения. Я отвечал: „Есть!" История подтвердила мою правоту». Тем не менее пушечное эхо долго гремит на Кавказе, и все подталкивает к поиску политического урегулирования, поскольку только ему под силу закрепить «военное решение».