Герой России, зеленоградец Владимир Юрченко: Я был уверен, что смогу летать

Владимир Владимирович Юрченко родился 7 сентября 1959 года в городе Ужур Красноярского края. Летчик-испытатель первого класса, Герой России. Окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище, Центр подготовки летчиков-испытателей. Служил в Государственном летно-испытательном центре имени В.П. Чкалова, позднее – на аэродроме Чкаловский. Налет часов в военной авиации – 2800, в гражданской – 11 000. В 2002 году уволен в запас в звании полковника. 1969 год. Над Саянами летят самолеты на остров Даманский. Десятилетний Володя, впервые в жизни глядя на крылатые машины, говорит маме: «Я буду летчиком». Впереди – отличная учеба в школе, педагоги прочили поступление в институт. Но он окончил с отличием летное училище. Потом были Прибалтика, Германия, Забайкалье. Девять лет в боевых полках. Далее Владимир Юрченко отучился и служил в Государственном летно-испытательном центре имени В.П. Чкалова в Ахтубинске. – Это единственная в мире школа, где летают на различных типах самолетов, – говорит Владимир Владимирович. – Я знаю людей, которые осваивали по 50, 80 типов самолетов. Военный летчик-испытатель – универсал. Было время, когда за пару недель я летал на восьми типах. Сегодня – на маленьком Л-39 и довольно большом Су-24, завтра – на Ту-95, который с пятиэтажный дом. На Ту-134, Як-40, Ан-26, Ан-72 вообще можно было вылетать, просто сдав зачеты. Испытания техники всегда сопряжены с риском. Нашему герою удавалось выводить машину, когда до земли оставалось 300, 140 метров. Но было и одно падение – зимой 2001 года в Омске. После аварии на взлете работы по Ан-70 не продолжились. У каждого летчика есть любимая машина. Для Владимира Юрченко это Су-24. – Когда я летал на нем, он был наиболее совершенным. Комфортный, маневренный, с хорошим оборудованием. В Су-24 все выполняешь легко, – вспоминает он. Заданий в жизни Владимира Владимировича хватало. Чего стоит участие в чеченских войнах, где он был лидером в составе элитной эскадрильи. Здесь что не «секретно», то «совершенно секретно». Новейшие виды оружия и техники испытывал в реальных условиях. Выполнял боевые задачи, нанося точечные удары, о которых мы узнавали из новостей. Вся сложность и успешность тех событий – в наградах: орден Мужества (1996) и медаль «Золотая Звезда» Героя России (1999, №482). В 2002 году полковник Владимир Юрченко уволился в запас, перешел в гражданскую авиацию. Профессионализм и здесь взял свое: вскоре его вызывали на работу даже из отпуска. А тренер ЦСКА Валерий Газзаев, решая вопрос о пилоте для своей команды, говорил: «Полетит Герой». Именно Владимир Владимирович привез победителей на родину с Кубка УЕФА из Лиссабона в 2005 году. Перелеты… – Прилетел, неделю побыл, через три дня опять туда, снова на неделю. Уже начинаешь тихо ненавидеть эту тумбочку в гостинице, пусть даже и на курорте, – улыбается Владимир Юрченко. – Когда в пятый раз летишь в том же направлении, неохота в кабину садиться. Хочется семью увидеть. Дома его ждут жена Александра и двое сыновей. Старший Артем радует родителей учебой, он гуманитарий. Младший Максим занимается дзюдо, кстати, обещал нашей редакции постараться получить желтый пояс. А сам частенько примеряет военную форму и папины погоны. Теперь, когда Владимир Владимирович на пенсии, семья много времени проводит вместе: за делами, играми, разговорами. Часто выезжают на дачу, где папа занимается сваркой, техникой, переборкой двигателей. А еще раз в несколько лет Владимир Юрченко навещает поселок Ойский в предгорье Саян. Там, в музее, носящем его имя, хранятся фуражка, китель с муляжом «Золотой Звезды». Но самое главное – встретиться со своей учительницей математики, повидать родные места. Екатерина НЕУГОДОВА, фото из архива Владимира ЮРЧЕНКО