Мятежники под звездно-полосатым флагом: как американские моряки угнали судно с оружием

В марте 1970 года на пароходе «Коламбия Игл» (Columbia Eagle), следовавшем с грузом боеприпасов и оружия, произошел вооруженный мятеж. Это был первый случай в новейшей истории американского флота, когда члены экипажа захватили судно и потом увели его в иностранный порт. Бунтовщики свои действия объяснили тем, что не хотят участвовать в военных преступлениях, совершаемых армией и флотом США во Вьетнаме.

Ветеран трех войн

«Коламбия Игл» относилось к судам типа Victory VC2-S-AP3, которые строились на американских верфях во время Второй мировой войны. Производство было поставлено на поток – от закладки судна до сдачи его заказчику, как правило, проходило всего около трех месяцев.

Первое название «Коламбии Игл» – «Пьер Виктори» (Pierre Victory). Судно вступило в строй 5 февраля 1945 года. Во время войны оно осуществляло перевозки военных грузов на Тихоокеанском театре военных действий. Нередко было буквально на волосок от гибели: транспорт, под завязку груженный боеприпасами, трижды атаковали японские летчики-камикадзе.

Поучаствовало судно и в войне на Корейском полуострове в 1950–1953 годах. Тогда торговый флот США доставил в Корею более 90% всех грузов и 75% личного состава. В 1952 году «Пьер Виктори» отправили в резерв, а через 15 лет продали компании Columbia Steamship Company. Новый владелец переименовал судно в «Коламбия Игл».

Начиная с 1968 года пароход доставлял различные грузы в Южный Вьетнам и Таиланд для американских вооруженных сил, ведущих боевые действия в Юго-Восточной Азии. Во второй половине февраля 1970 года судно вышло в очередной рейс из порта Лонг-Бич (Калифорния, США) в Саттахип (Таиланд). В трюмах было почти 5 тысяч напалмовых бомб, а еще – стрелковое оружие, реактивные гранатометы, зенитные ракеты и глубинные бомбы.

Напалмовые бомбы использовались бомбардировщиками Б-52 для нанесения массированных ударов по территории Вьетнама. Метод «выжженной земли» предполагал полное уничтожение войск противника, сооружений и растительности на значительных площадях. При этом главным образом страдало мирное население.

Президент США Линдон Джонсон так выполнял свое обещание «вбомбить Вьетнам в каменный век». За время войны американцы сбросили более 6,7 млн тонн авиабомб. Примерно 40% из них были начинены напалмом.

Под угрозой оружия

Чем дольше продолжалась американская агрессия во Вьетнаме, тем больше росло антивоенное движение в Соединенных Штатах. Оно охватило не только университеты, но и воинские части, экипажи ударных авианосцев.

На кораблях случались сидячие забастовки против войны, поджоги и акты саботажа. Пожалуй, самый серьезный инцидент произошел весной 1970 года. 24 марта в Сиамском заливе американский пароход обнаружил две спасательные шлюпки, в которых находились 24 моряка с военного транспорта «Коламбия Игл».

Они утверждали, что капитан приказал оставить судно, заявив, что в трюмах заложена бомба. Моряки ожидали, что к ним присоединятся остальные 15 членов экипажа, оставшиеся на борту. Однако этого не случилось – судно дало полный ход и ушло в неизвестном направлении.

Вскоре выяснилось, что «Коламбия Игл» захвачена вооруженными мятежниками – матросами Клайдом В. Маккеем (25 лет) и Олвином Л. Гладковским (21 год). Оба называли себя сторонниками левого движения Students for a Democratic Society («Студенты за демократическое общество»), выступавшего против войны во Вьетнаме.

В интервью газете New York Times Клайд В. Маккей так объяснял мотивы своего поступка: «Мы симпатизировали азиатскому народу… Я чувствовал себя в положении немецкого моряка во время Второй мировой войны и на примере того, что показали суды в Нюрнберге, я считал бы себя виновным, если просто подчинился бы и стал частью угрозы народу Азии».

Он сознавал, что их наверняка признают виновными в мятеже и пиратстве, но думал, что это «меньшее зло», чем соучастие в «прямом убийстве доставленными напалмовыми бомбами». В свою очередь, Олвин Л. Гладковски заявлял, что чувствует себя революционером, а не уголовным преступником. «Морально я ощущаю, что на 100 процентов прав», – говорил он.

Будущие мятежники познакомились, когда заключали контракт на трудоустройство, всего за два дня до отхода «Коламбии Игл» в рейс. Во время перехода через Тихий океан они разработали план захвата судна и угона в одну из стран, проводивших антиамериканскую политику.

Первоначально рассматривались Северный Вьетнам и КНР, но, опасаясь перехвата судна в море американскими военными кораблями, революционеры остановили выбор на нейтральной Камбодже. Правительство этой страны во главе с королем Нородомом Сиануком сочувствовало борьбе вьетнамского народа. Это давало надежду на защиту и теплый прием.

Об оружии позаботился Клайд В. Маккей. Еще в США он приобрел пистолет, а во время бункеровки судна на Филиппинах – револьвер. Захватить транспорт особых проблем не составило. Мятежники взяли в заложники старпома и с его помощью проникли в капитанскую каюту.

Под угрозой оружия капитан через вахтенного помощника отдал приказ части экипажа незамедлительно покинуть судно. В судовом журнале была сделана запись: «В 13.15 судно было захвачено Клайдом В. Маккеем и Олвином Л. Глатковским, которые удерживали капитана и старшего помощника в качестве заложников, угрожая взорвать заложенную бомбу, если капитан и старпом, находившиеся под прицелом пистолетов, не будут следовать их требованиям».

Олвин Л. Гладковский (слева) в американском посольстве www.eaglemutiny.com

Когда стали известны подробности, в район инцидента сразу же вылетел патрульный самолет Lockheed P-3B Orion. В погоню бросились корабль Береговой охраны «Меллон» (Mellon), эсминец «Тёрнер Джой» (Turner Joy) и десантный корабль-док «Денвер» (Denver).

Однако мятежный «орел» от преследователей благополучно ускользнул и вечером 15 марта стал на якорь в пяти милях от камбоджийского порта Сиануквиль. На следующее утро за пределами территориальных вод бросили якоря корабли ВМС США.

Через сутки к борту «Коламбия Игл» подошли катера ВМС Камбоджи. Клайд В. Маккей и Олвин Л. Глатковски обратились к правительству страны с просьбой о предоставлении политического убежища, аргументируя это тем, что они являются революционерами – противниками вьетнамской войны. Их обращение было удовлетворено.

Американские власти первоначально рассматривали план возвращения судна силой, но от этой идеи отказались. Можно предположить, что командованию ВМС стало известно, что уже через несколько дней ситуация в Камбодже кардинально изменится.

В итоге десантный корабль через пару дней ушел в Сингапур. Ну а эсминец и корабль Береговой охраны крейсировали вблизи камбоджийских территориальных вод, приглядывая за «Коламбией Игл».

Жертвы госпереворота

История мятежа для Клайда В. Маккея и Олвина Л. Глатковски не получила счастливого продолжения. 18 марта Королевский совет и Национальное собрание под давлением военных и правых деятелей во главе с генералом Лон Нолом и принцем Сирик Матаком объявили об отстранении Нородома Сианука от власти.

Многое указывает, что к организации переворота приложили руку «рыцари плаща и кинжала» из ЦРУ. Во всяком случае, уже на следующий день Вашингтон поспешил признать путчистов.

Примечательно, что американских моряков, называвших себя революционерами, заподозрили в подготовке госпереворота. Свергнутый король в книге «Моя война с ЦРУ» прямо обвинил американские спецслужбы в имитации мятежа на «Коламбия Игл» с целью доставки оружия заговорщикам Лон Нола.

«Несколько французов – учителей средней школы в Сиануквилле – сфотографировали «угнанное» судно во время его прибытия и ухода. Они отметили, что оно сидело глубоко в воде на приходе и высоко – на отходе… В день государственного переворота западные журналисты наблюдали, что собравшиеся у Национальной ассамблеи войска были вооружены новенькими М-16, оружием, которого у нашей армии не было», – утверждал Нородом Сианук.

Подозрения в работе на ЦРУ, вероятно, сыграли трагическую роль в судьбе Клайда В. Маккея и Олвина Л. Глатковского. Их обращения за предоставлением политического убежища в посольства КНР и СССР были отвергнуты. Из Стокгольма пришел завуалированный отказ, дескать, для решения вопроса обязательно физическое присутствие на шведской территории.

28 марта камбоджийские власти под нажимом США приняли решение вернуть судно и взрывоопасный груз. Десять дней спустя транспорт «Коламбия Игл» покинул местные воды. В море его поджидал «конвоир» – корабль Береговой охраны США, на борту которого находились группа по обезвреживанию боеприпасов ВМС, а также военные следователи и представители спецслужб.

После проверки на наличие заложенных подрывных устройств и доставки из Южного Вьетнама остальной команды судно направилось в базу США в Субик-Бей (Филиппины), куда и прибыло 12 апреля.

В США самолетом для дальнейшего расследования были отправлены три члена экипажа, которые, по мнению капитана и других моряков, якобы оказывали пассивную поддержку мятежникам. Однако официальных обвинений против них так и не выдвинули. Более того, один из подозреваемых вскоре поступил на службу в ВВС и проходил ее в секретном подразделении, занятом испытаниями, слежением и управлением военными искусственными спутниками.

Долгий путь домой

Новые власти Камбоджи Клайда В. Маккея и Олвина Л. Глатковски по запросу США не выдали. Их поместили в плавучую тюрьму военно-морской базы на реке Меконг, где содержались политзаключенные, включая родственника Нородома Сианука.

Компанию мятежным морякам составил соотечественник – капрал-дезертир Ларри Хамфри. Узники пытались бежать – безуспешно, несколько раз объявляли голодовку. У Олвина Л. Глатковского началось расстройство психики. Его поместили тюремный лазарет, а потом в правительственный отель. А 15 декабря он, обманув охрану, неожиданно появился на пороге американского посольства и заявил о добровольной сдаче властям США.

Несколько месяцев спустя бывший моряк предстал перед судом в Лос-Анджелесе. Его признали виновным в мятеже (10 лет заключения) и нападении на капитана (еще 5 лет). Однако на свободу Олвин Л. Глатковски вышел значительно раньше – в сентябре 1977 года.

В свою очередь, Клайд В. Маккей и Ларри Хамфри в первых числах октября 1970 года также были переведены из плавучей тюрьмы в гостиницу в Пномпене, откуда вскоре бежали. По одной из версий, им помогла американская журналистка, снабдившая деньгами для подкупа охраны.

Беглецы направились в провинцию Кампонг Чам с целью примкнуть к действовавшим там партизанам – красным кхмерам. Их следы теряются; по всей видимости, американцев казнили те, кого они считали своими друзьями и единомышленниками.

После падения режима Пол Пота камбоджийские власти передали США человеческие останки. Анализ ДНК, проведенный в военной лаборатории на Гавайях, подтвердил их принадлежность Клайду В. Маккею. Так что можно считать, что и второй участник мятежа на «Коламбия Игл» спустя четверть века, хоть и мертвый, все-таки вернулся на родину.