Ещё

Как устроена база Минобороны «Северный клевер» в Арктике 

Согласитесь, обнадеживающее начало. Я — в Арктике, на базе минобороны под романтическим названием "Северный клевер", и за последние сутки это уже третий по счету инструктаж. Но самый интригующий. До этого в Москве командир военного АН-148 учил, через какие двери выбираться при пожаре двигателей, но это рутина. Затем в Тикси борттехник вертолета Ми-26 перечислял к чему запрещено здесь прикасаться (мог бы сказать проще: вообще ничего не трогай).
А теперь на Котельном меня учат, как не стать десертом для белых медведей, которых тут бродит изрядно. Котельный — самый большой остров архипелага Новосибирские острова, что омывают два моря — Восточно-Сибирское и Лаптевых. Омывают — это фигура речи. Они под панцирем толстого льда. По местным меркам сейчас нехолодно: всего минус 25. Это ничего, зимой до — 50 C.
Если вы не сильны в географии, то вспоминайте юность: фильмы и книги о загадочной земле Санникова. Остров фигурирует в романе Жюль Верна "Цезарь Каскабель".
Да, история тех удивительных открытий творилась именно здесь. На "Клевере" есть памятная доска Эдуарду Васильевичу Толлю: он один из первооткрывателей Арктики. Именно с Котельного Яков Санников видел свою сказочную землю.
За те открытия полярники прошлых веков платили жизнями. На этом архипелаге бесследно исчез Эдуард Толль: его судьба неизвестна, могила не найдена. Арктика — это романтика, но порой смертельная. Главные факторы риска — дикий холод и еще более дикие животные.
В прошлой жизни я служил в Войсках ПВО на Севере и помню случаи, когда солдаты становились жертвой нападения медведей. Спрашиваю офицеров базы: сколько было таких трагедий на "Клевере"?". Ответ по-военному четкий: "На "Клевере" — нисколько".
Замечу, что в белого медведя стрелять нельзя. Только в воздух, чтобы отпугнуть.
В 1960-ых, когда на архипелаг пришли военные, их служба была ежедневной борьбой за выживание. Поэтому "Северный клевер" — не просто база, а новое слово в освоении Арктики. И первый в Вооруженных силах России военный городок замкнутого цикла, построенный с использованием самых современных технологий.

Строить начали в 2014 году

Колоссальный труд — создать на такой широте объект, где служат и комфортно живут до 250 человек.
"Северным клевером" базу назвали из-за схожести с растением: если посмотреть на нее с неба — чисто клевер.
Оговорюсь: базой "Северный клевер" называют журналисты. Если строго по документам, то это административно-жилой комплекс, рассчитанный на проживание военнослужащих из состава 99-й тактической группы Северного флота. С высокой степенью автономности: запасов на 12 месяцев.
Стоит на сваях, это оптимальный для Арктики вариант. Четыре блока: А — жилые модули, бытовые комнаты, общая прачечная и сауна. Б — жилой, со спортзалом; В — жилой, в центральной части актовый зал с эстрадой; Г — центральный: административный и учебный блоки, медицинский модуль, столовая и склады.
Комплекс спроектирован так, что выходить на улицу без особой необходимости не надо.
"Бастион" со сверхзвуковой ракетой "Оникс" — весомый аргумент в бесконечном споре о том, кто в Арктике главный. После белых медведей, конечно
Улица — это опять-таки фигура речи. Ближайшая улица в обывательском смысле слова в 500 км южнее: в поселке Тикси. На запад, восток и на север признаки цивилизации отсутствуют. Можно было бы написать, что вокруг базы настоящее белое безмолвие в стиле рассказов Джека Лондона. Белое — да, но безмолвие относительное. "За бортом" обычно воют метели и сильный ветер усиливает ощущения мороза.

Зачем нам здесь база?

За ответами надо зайти внутрь "Клевера".
Пройдя коридоры и переходы, попадаешь в большой актовый зал. Справа и слева от сцены — портреты президента и министра обороны.
Две цитаты. Президент России В. В. Путин: "Арктика — важнейший регион России". Министр обороны С. К. Шойгу: "Россия готова оружием защищать свои интересы в Арктике".

Исчерпывающие ответы

В Арктике примерно 25% мировых запасов полезных ископаемых, львиная доля из которых еще не разработана.
Есть и неуглеводородные ценности. Самая главная из которых — наш Северный морской путь. Простая и понятная арифметика: Китай — огромный производитель всяких нужных вещей. Западная Европа — один из крупнейших потребителей. Если везти грузы морем через Суэцкий канал, то получается больше 10 тыс. морских миль. Огибая Африку — почти 15 тыс. А воспользовавшись услугами российских ледоколов и лоцманов — всего 8 тыс. Естественно, пополнив нашу казну транзитными сборами.

Оставить без охраны такие ценности мы не можем

"Наша часть выполняет зад