Войти в почту

От "Терминатора" до боевых систем будущего: о главных преимуществах танковой армады России

Единственный производитель танков для Вооруженных сил — научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ, входит в Ростех) досрочно завершает в этом году выполнение гособоронзаказа на поставку модернизированных танков Т-72БЗ. Этим летом УВЗ подписал еще ряд крупных контрактов на поставку в российскую армию танков Т-90М и Т-80БВМ, а также новейших боевых машин поддержки БМПТ "Терминатор".

Главные преимущества танковой армады России
© ТАСС

Об уникальности этих машин, боевом потенциале и особенностях модернизации новой бронетанковой техники, а также о боевых системах будущего в интервью ТАСС рассказал заместитель генерального директора по спецтехнике УВЗ Вячеслав Халитов.

Танковые контракты

Говоря о гособоронзаказе в последние годы, Халитов отмечает его прохождение практически с одними и теми же показателями как по объему и количеству, так и по номенклатуре. Предприятия УВЗ модернизируют танки Т-72 и Т-80, выпускают танки Т-90 (различных модификаций). В 2015 году был представлен танк Т-14 и БМП T-15 на новейшей гусеничной платформе "Армата". Также корпорация выпускает самоходные гаубицы "Мста-С", боевые машины огневой поддержки (БМПТ) "Терминатор" и другую бронетехнику на танковых шасси.

Халитов отмечает, что корпорация работает по квартальной схеме поставки всей номенклатуры вооружения и военной техники. "Сейчас уже можно сказать, что более 70% от заказанной техники поступило в войска. Часть из этих контрактов выполнена досрочно, в частности, поставка танков Т-72БЗ", — говорит он.

Замгендиректора УВЗ также отмечает, что корпорация вышла на равномерный объем производства. "То есть нет всплесков объемов. У нас долгосрочные контракты с Минобороны, что позволяет говорить об устойчивой загрузке предприятий. При этом можем вести стабильное хозяйствование, решать вопросы, касающиеся работы с кооперацией по поставкам сырья, материалов, ПКИ". В этом есть свои плюсы. "Объем не меняется, выровнялся в последние годы. Это гарантирует нам устойчивое развитие. Так будет и в 2018 году: портфель заказов уже сформирован, контрактация практически завершена", — уточняет он.

Боевой болид

Т-72БЗ — один из самых массовых танков на вооружении как России, так и стран-участников "Танкового биатлона". Машины прошли глубокую модернизацию. Это позволило повысить характеристики Т-72 до современных требований по подвижности (более мощный двигатель) и защищенности (установка дополнительных элементов защиты башни, бортовых проекций и днища). На танках установлена современная всесуточная система управления огнем и цифровые средства связи.

По мнению Халитова, эта машина имеет очень хороший модернизационный потенциал, и говорить о том, что Т-72 достиг предела совершенствования, преждевременно. Сейчас в танкостроении применяют принцип модульного конструирования. Совершенствуются технологии, материалы, что позволяет поддерживать характеристики танка на требуемом уровне без серьезных конструктивных изменений, в соответствии с требованиями заказчиков.

Модернизация выполнена по всем основным боевым системам этой машины. "В частности, по огневой мощи — сегодня это высокоавтоматизированная система управления огнем, многоканальный прицел наводчика типа "Сосна", автомат сопровождения цели, более совершенная 125 мм пушка и боеприпасы повышенного могущества, это бортовые экраны типа "Реликт", это комплект дополнительной защиты для ведения боев в городских условиях", — перечисляет Халитов.

В части подвижности — установлена силовая установка с более мощным двигателем. "Вы сами убеждаетесь в этом, когда смотрите "Танковый биатлон". Практически равных этой машине нет — ни по скорости, ни по другим показателям", — говорит замглавы УВЗ. Относительно командной управляемости — установлена помехоустойчивая цифровая радиостанция.

По мнению Халитова, Т-72БЗ популярен не только у российских военных, но и востребован у других заказчиков. Военные его еще называют болидом. Но тут, уточняет замгендиректора предприятия, еще зависит от обученности экипажа. "Наши экипажи — молодцы. Если экипаж обучен, машина настроена, выполнены все мероприятия подготовки техники к стрельбе, вождению, экипаж четко знает материальную часть и умеет ее использовать — результат не заставит себя ждать", — говорит он.

Халитов также отмечает, что по танкам Т-72, Т-90 и Т-80 в корпорации стараются внедрять комплексную систему подхода при модернизации. "К Т-80 мы подошли системно, реализуем те же мероприятия модернизации, что и на танке Т-72Б3. Это касается огневой мощи, защищенности, некоторых элементов, влияющих на подвижность машины. Оставили на Т-80БВМ серийный газотурбинный двигатель, но он тоже претерпел определенные изменения. При этом расход топлива уменьшился", — сказал он.

"Летающий" прорыв

Еще одно боевое "детище" корпорации УВЗ — новый Т-90М (ОКР "Прорыв-3"). Прошло уже 25 лет с момента принятия на вооружение первого варианта танка Т-90. За этот период были проведены большие изменения, и если посмотреть на Т-90М, то это уже совершенно другая машина, отвечающая современным требованиям по уровню огневой мощи, защищенности и живучести, подвижности, а также командной управляемости.

Т-90 часто называют "летающим" танком. Это неоднократно демонстрировалось на различных выставках, когда машина преодолевала трамплин.

На Т-90М также достигнут качественно новый уровень эффективности использования вооружения машины. Так, например, уравниваются поисковые возможности командира и наводчика, что позволяет организовать в системе управления огнем высокоэффективный режим "охотник-стрелок".

Машина получила более высокий уровень защищенности по сравнению с Т-90. Она имеет новую модульную динамическую защиту, которая позволяет повысить стойкость танка при действии современных средств поражения и обладает более высокой ремонтопригодностью.

В части, касающейся командной управляемости, — это программно-технический комплекс управления взаимодействием в автоматизированной системе тактического звена (армейский интернет).

По словам Халитова, Т-90М первая машина, на которой широко внедрены цифровые технологии, в том числе и система управления огнем. "Уже появляются некоторые элементы искусственного интеллекта", — подчеркивает он.

По эргономике, продолжает Халитов, на Т-90М тоже поработали значительно. "У нас есть система кондиционирования, дизель-генераторная установка, которая обеспечивает работу электронных систем танка без использования основного двигателя, система наружного видеонаблюдения и другое".

Многими экспертами и зарубежными СМИ неоднократно проводилась сравнительная оценка танков Т-90 и Abrams (основной боевой танк США — прим. ТАСС). Однако, как заявляют в УВЗ, однозначно назвать лучший танк весьма сложно, так как создавались эти машины в разных конструкторских школах и изначально имели разное предназначение. "Если Т-90 создавался как танк прорыва, то Abrams как противотанковое средство для сдерживания тогда еще советских бронемашин. Технологии не стоят на месте, и сегодня это уже другие машины, обеспечивающие современные требования, диктуемые временем", — отмечает Халитов.

Сегодня на международном рынке представлены несколько типов современных основных боевых танков, но ни одна из современных зарубежных машин не может сравниться по продажам с российскими Т-90.

"Эффект испуга" и боевые системы будущего

Летом 2017 года стало известно, что впервые на вооружение российской армии поступает новый вид бронетанкового вооружения — БМПТ "Терминатор". Это новое изделие ранее не эксплуатировалось в войсках. Минобороны приняло решение о закупке первой партии БМПТ. В дальнейшем планируется либо модернизация, либо доработка под требования заказчика, а возможно и разработка нового изделия на шасси "Армата".

Что касается истории рождения этой машины, то ее создание было обусловлено опытом боевого применения подразделений Сухопутных войск в Афганистане, и других конфликтах.

В подтверждение концепции создания машины — сирийский конфликт. "У БМПТ защищенность на уровне танка. Многоканальность огневых средств поражения дает серьезное приращение огневой производительности в целом, то есть одновременно можно поражать несколько целей на разных направлениях — это очень важно. Поэтому Минобороны приняло решение ее закупать", — рассказывает Халитов.

Неофициальное название "Терминатор" БМПТ получила из-за своего грозного вида и способности одновременной стрельбы из всего вооружения по целям, расположенным на разной дальности и под разными курсовыми углами. Непрерывная стрельба и ее высокий темп буквально подавляет противника по всей ширине полосы решения огневой задачи, что создает "эффект испуга". Никто головы поднять не решался".

По словам Халитова, "Терминатор" может использоваться самостоятельно в мотострелковых подразделениях или подразделениях антитеррора, а может и с танками, "сформировав при этом некий бронированный модуль с многоканальным вооружением".

Но все-таки главное, по мнению Халитова, это то, что БМПТ на сегодняшний день востребована, и подтверждена необходимость иметь такую машину на поле боя.

Роботы и "Кинжал"

Корпорация "Уралвагонзавод" — ведущий разработчик в области техники для Сухопутных войск и крупнейший поставщик в рамках ГОЗа. По словам Халитова, это более 100 единиц различной номенклатуры наземной техники. Что касается перспектив, то предприятие серьезно занимается робототехникой. Причем, подчеркивает замглавы УВЗ, это не только создание финальных машин, но и элементов робототехники.

Одно из основных направлений — это разработка новых перспективных машин. Среди них, например, такие как унифицированная платформа "Армата", САУ "Коалиция", двухзвенный гусеничный бронетранспортер "Арктика" и некоторые другие. Опытные образцы этой техники были продемонстрированы в рамках закрытого показа форума "Армия-2017".

"Одно из направлений — это Арктика. Следующее — это модернизация существующих машин, мы постоянно предлагаем нашим заказчиками варианты и опции модернизации", — говорит Халитов.

Беседовал Роман Азанов