Войти в почту

"Последний бастион" Арабской весны может пасть: эксперт о нерешаемых проблемах современного Туниса

Тунис является центральным государством в рамках продолжающегося долговременного кризиса на Ближнем Востоке и в Северной Африке, поскольку именно здесь в конце 2010 года началось такое геополитическое явление, как Арабская весна. Ситуация в Тунисе сейчас хуже, чем до 2011 года При этом, начиная со свержения 14 января 2011 президента Зин аль-Абидина Бен Али, Тунис является единственной страной Арабской весны, где так и не произошло полномасштабной гражданской войны или фактического отката назад, как в том же Египте. По этой причине западные политические организации называют Тунис «образцом» демократии и даже присуждают тунисским политикам Нобелевские премии мира, но, как показывает последний материал агентства Bloomberg, это является двуличной политикой. Это, например, видно по утверждению главного аналитика Международной кризисной группы по Тунису Майкла Айяри о том, что если мирный транзит власти от «диктатуры» к «демократическому правлению» в данной стране не сработает, то этого не произойдет нигде в регионе. В то же время, факты свидетельствуют об обратном – все экономические показатели в Тунисе намного хуже, чем были в 2011 году, когда в этой стране был свержен Бен Али. Это касается инфляции, экономического роста, бюджетного дефицита и безработицы. Последний фактор является критическим показателем для Туниса, у которого, как и везде в странах арабского мира, чрезвычайно молодое население. Экономическое положение Туниса продолжает ухудшаться Соответственно, пока не будет решена проблема с занятостью молодежи и ростом уровня жизни, то в этом государстве продолжит расти угроза гражданской войны, что также коррелирует с ухудшением ситуации с безопасностью по сравнению с эпохой Бен Али. Еще нужно отметить, что «демократия» в Тунисе выражается в том, что в этой стране с 2011 года сменилось восемь правительств, хотя нужно признать, что последний кабинет Юсефа Шахеда является наиболее долговременным и держится уже 2,5 года. В то же время, данный кабинет является результатом шаткого компромисса между исламистами из «Эннахда» и светским союзом «Нидаа Тунис». Этот компромисс является нестабильным ввиду того, что кроме «формальной демократии» практических результатом у новых властей Туниса нет, не говоря уже про экономический кризис, террористическую угрозу и рост зависимости от МВФ. Например, у Туниса в 2016 году дефицит бюджета был больше 6 процентов ВВП, что сейчас пытаются купировать с помощью рекомендаций со стороны МВФ. Естественно, как показывает мировая практика – наиболее яркий для нас пример сотрудничества с МВФ, это Украина, подобная политика не может привести к результату, и, в конечном счете, данная линия станет причиной эскалации в такой сложной стране, как Тунис. В Тунисе существуют большие сложности и в сфере безопасности Политолог, преподаватель факультета социальных наук ВШЭ Григорий Лукьянов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что все эти сложности с экономикой в Тунисе возникли задолго до 2011 года, поэтому это структурные проблемы данной страны. «Вся эта проблематика сложилась до 2011 года, причем ее корни лежат не в социально-политических трансформациях последних лет, а в самой структуре тунисской экономики, а также в ее естественных ограничениях», - констатирует Лукьянов. Как замечает эксперт, по сравнению с ситуацией до 2011 года к внутренним факторам в Тунисе добавился чрезвычайно негативный внешнеполитический фон в сфере безопасности. Несмотря на все особенности правления президента Бен Али, уровень безопасности во время его правления был в Тунисе несравненно выше, и связано это не только с особенностями текущего политического режима. «Например, в Тунисе усилилось влияние криминальных авторитетов, а также расширился контрабандный бизнес вместе с деятельностью целого ряда террористических организаций. Еще здесь влияет и находящая рядом с Тунисом зона нестабильности», - заключает Лукьянов. У Туниса нет ресурсов для решения своих проблем Здесь имеется в виду ситуация в Ливии, откуда постоянно прибывают в Тунис нелегальные иммигранты, которые используют эту страну в качестве транзитной точки на пути в Европу. Кроме того, в Тунисе осуществляют побывку и лечение многие ливийские боевики. «И это существенная проблема, поскольку эти люди, во-первых, не подчиняются тунисским законам, а, во-вторых, часто становятся фигурантами криминальных сводок. Из-за этого общее увеличение числа террористических актов в Тунисе является прямым следствием той ситуации, которая сложилась в Ливии, поэтому здесь много факторов, влияющих на ситуацию», - резюмирует Лукьянов. Все это ставит задачу серьезной экономической и политической трансформации в Тунисе, но местные власти не смогут это сделать без поддержки со стороны других государств, которая в настоящий момент выражается только в советах со стороны Запада. «Внутренние ресурсы Туниса ограничены, а что касается внешних ресурсов, то в Северной Африке нет дееспособных международных организаций, поскольку государства региона погрязли в конфликтах и недоверии друг к другу», - констатирует Лукьянов. Соответственно, страны регионы не могут договориться даже о межграничной торговле, не говоря уже о чем-то большем. «При этот, тот же Евросоюз реагирует только на интересующий его мигрантский вызов», - заключает Лукьянов.

"Последний бастион" Арабской весны может пасть: эксперт о нерешаемых проблемах современного Туниса
© ФБА "Экономика сегодня"