Ровно неделю назад Египет скромно отметил очередную годовщину "революции 25 января" 2011 года. В основном народными гуляньями по случаю очередного выходного дня. Официальные мероприятия свелись к чествованию полиции, которая в этот день отмечает свой профессиональный праздник. А что касается революционных событий тех дней, то их здесь все чаще называют "народным восстанием" — за права, за свободы, за демократизацию, против коррупции, за честные альтернативные выборы. Семь лет спустя египтянам впору вновь выходить на улицы с требованием проведения честных выборов на альтернативной основе. По сути, сегодня страна вернулась во времена президента Хосни Мубарака, когда на протяжении десятилетий под вывеской выборов проводился по сути своей всеобщий референдум о продлении полномочий главы государства на очередной срок. Избирателям не приходилось делать выбор между кандидатами, им нужно было лишь сказать "да" или "нет" действующему руководителю. Сейчас ситуация фактически повторяется. И ни новая конституция, ни новый закон о выборах, ни даже наличие других претендентов не смогли существенно изменить традиционную формулу власти в Египте. Фарс или трагикомедия? То, что происходило в Египте с 20 по 29 января, когда избирком проводил регистрацию кандидатов, иначе, как фарсом, назвать нельзя. Еще до Нового года о своих политических амбициях заявили несколько человек, в том числе известные в стране депутаты парламента, юристы, общественные деятели, кадровые военные. Всего около десяти человек. Но в разгар приема документов стало понятно, что кандидатов в президенты, кроме собственно действующего главы государства Абдель Фаттаха ас-Сиси, который представил необходимые бумаги лишь в середине срока, больше нет. Один за другим все претенденты по разным причинам — добровольно или вынужденно — заявляли об отказе от дальнейшей борьбы. До последнего часа ас-Сиси оставался единственным. И никого, включая собственно Национальную избирательную комиссию, этот момент особо не смущал, так как по закону выборы в Египте могут проводиться даже при одном кандидате, который имеет все шансы на победу, если наберет больше 5% голосов избирателей. Засуетились лишь партии, которые буквально за сутки до завершения регистрации начали спешно искать альтернативу. И таковая нашлась в лице лидера "Аль-Гад" ("Завтра") Мусы Мустафы Мусы. К слову, эта партия виделась главной оппозиционной силой в стране еще во времена Мубарака, на нее готовы были в свое время сделать ставку многие египтяне, но она не оправдала надежд — быстро сдулась либо ей помогли это сделать. Но многие уже считают Мусу исключительно технической фигурой, которая не сможет оттянуть на себя даже минимальное количество голосов в силу того, что ни его самого, ни его политическую программу практически никто не знает. Конкурент ас-Сиси только начал готовить свою предвыборную платформу. Гонка с препятствиями Главным препятствием для участия в выборах политики называют необходимое для регистрации условие заручиться поддержкой 20 депутатов либо набрать по всем провинциям в общей сложности 25 тыс. подписей. В таких рамках самовыдвиженцы изначально имеют нулевые шансы — никто в парламенте не захочет за них подписаться. По этой причине еще до официального старта выборной кампании отказался от участия в ней племянник убитого в 1981 году президента Анвара Садата депутат и политик Мухаммед Анвар Садат, заявив, что в нынешних политических условиях говорить о либерализме и демократии в стране не приходится. О невозможной для выдвижения политической конъюнктуре говорил и Ахмед Шафик, последний премьер в эпоху Мубарака, кандидат и соперник выдвиженца от исламистов Мухаммеда Мурси на президентских выборах в 2012 году. По некоторым данным, именно он тогда и победил с минимальным отрывом, но его победа была чревата непредсказуемыми последствиями, и результаты "слегка" переиграли в пользу Мурси. Шафик после этого сбежал в ОАЭ, обещал вернуться, как только для этого появятся условия, но они возникли лишь в конце прошлого года. Политик после пятилетнего отсутствия приехал в Каир, за чем очень внимательно следили западные СМИ; от него ждали заявлений о выдвижении, но они так и не последовали. Так же незаметно и тихо сошли с дистанции еще несколько претендентов, в том числе и те, кто уже имел опыт участия в выборах прошлых лет, оставив о себе репутацию нерешительных и мечущихся политиков, готовых к легким уступкам в пользу других кандидатов. Между тем около года назад "Братья-мусульмане" заявили, что будут выдвигать своего кандидата на выборах как независимого политика. Но поскольку все, что связано с этой исламистской ассоциацией, находится в Египте под запретом, никто их декларацию о намерениях не принял всерьез. На том история и закончилась. Несмотря на то что сейчас в египетском парламенте нет правящей партии, которая имела бы большинство, преимущество в почти 600-местной палате представителей имеют партии и блоки пропрезидентского толка. Поэтому во время сбора подписей в поддержку ас-Сиси выстроились очереди, и в избирком для регистрации президента кандидатом были представлены подписи порядка 550 депутатов и несколько коробок с десятками тысяч подписей простых граждан. Эпоха военных Египтяне слишком долго жили под управлением военных. Доверие к военным у них уже в менталитете, так как несколько поколений людей успело вырасти при президентах, вышедших из кадровых офицеров. Военные — это особая, элитная каста в стране: интеллигентные, грамотные, с высшим образованием, с хорошим социальным пакетом, имеющие твердую почву под ногами. Поэтому неслучайно, наверное, все главы государства имеют за плечами опыт военной службы. И в нынешней кампании, по оценкам наблюдателей, у ас-Сиси мог быть лишь один реальный соперник в лице генерала Сами Анана. Он возглавлял генштаб вооруженных сил Египта еще при Мубараке в период с 2005 по 2011 год. Ему отчасти приписывают заслугу в том, что в дни январских массовых антиправительственных выступлений армия не пошла против народа и не начала стрелять. После приведших к отставке Мубарака революционных событий Анан стал вторым человеком в армейском командовании после фельдмаршала Хусейна Тантауи. Его авторитет рос, и зарубежные наблюдатели прочили ему одну из центральных ролей в будущем правительстве. Но в 2012 году избранный президент от "Братьев-мусульман" Мухаммед Мурси отправил в отставку и Тантауи, и Анана. С тех пор о них практически ничего не было слышно. В 2015 году Анан основал и зарегистрировал Партию арабского Египта, уже тогда подготавливая почву для своего выдвижения на пост президента. Но баллотироваться ему на выборах не дали, официально отстранив от участия в них. А дело все в том, что командование вооруженных сил Египта обвинило Анана в "серьезном нарушении закона", поскольку генерал заявил о планах податься в политику, оставаясь на военной службе. Военная прокуратура начала в отношении него расследование, которое в случае доказательства вины грозит реальным тюремным сроком. Тем более прецедент уже имеется. Полковник Ахмед Кансауи, заявивший еще до Анана о планах баллотироваться на президентских выборах, был осужден месяц назад за нарушение воинской присяги на шесть лет. К слову, когда президент Абдель Фаттах ас-Сиси, кадровый военный и бывший министр обороны, только готовился выдвинуться на пост президента в 2014 году, он официально объявил о своей отставке и уходе из рядов ВС. И тогда эта церемония "снятия военного кителя и перехода на гражданский костюм" была обставлена с большой помпой. Президентские выборы в Египте запланированы на 16−18 марта. Безусловно, таких очередей, какие выстраивались у участков во время первых альтернативных выборов после отставки Мубарака в 2012 году, ожидать не приходится. Часть избирателей вновь, как в давние времена, вернулась в состояние политической апатии, другие убеждены, что в нынешних условиях, когда необходимо поднимать страну, альтернативы ас-Сиси просто нет. В любом случае уже сейчас прогнозируется низкая явка на выборах. Но на всякий случай решило подстраховать ситуацию "Дар аль-Ифтаа" (управление муфтия) — орган ученых религиозных мужей, выносящих решения по общественным и частным вопросам, связанным с религией. Они выпустили религиозное предписание, в котором четко говорится, что те, кто игнорирует выборы и не участвует в голосовании, по исламу считаются грешниками.