Армянские спецслужбы пришли в резиденцию католикоса

В Армении снова обострился конфликт премьер-министра с церковью. Сегодня сотрудники Службы национальной безопасности пришли в резиденцию Католикоса всех армян Гарегина II в Эчмиадзине, чтобы задержать архиепископа Микаэла Аджапахяна. Аджапахяна обвиняют в призывах к перевороту и захвату власти.

Армянские спецслужбы пришли в резиденцию католикоса
© BFM.RU

В среду Никол Пашинян обвинил (ссылка ведет на Facebook, принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) «криминальное олигархическое духовенство» в подготовке переворота. Задержаны 16 человек во главе с 54-летним архиепископом Багратом Галстаняном, лидером прошлогодних уличных протестов.

Собравшиеся граждане окружили священнослужителей и пытались помешать сотрудникам СНБ забрать главу Ширакской епархии. Они призывали его не идти к правоохранителям. Однако архиепископ Микаэл заявил, что он пойдет с ними, а не будет прятаться за спинами своих друзей:

«Я не хочу создавать впечатление, что прячусь за своих братьев, я ни за кого не прячусь. Они, СНБ, пришли за мной — я пойду. Я еще громче заявлю, что происходящее незаконно. Я не представляю угрозы для этой страны. Главная угроза — во власти. Я не представлял угрозы для этой страны, не представлял и не буду. Но те люди, которые исполняют волю этого безумца, угрожают мне расправой. И я иду с ними».

Как пишут армянские СМИ, Аджапахяна не задержали — ему внезапно стало плохо. Сотрудники СНБ получили приказ отойти и покинули резиденцию католикоса. Стычки завершились.

Также 18 июня суд в Ереване арестовал на два месяца российского миллиардера армянского происхождения, главу компании «Ташир групп» Самвела Карапетяна по обвинению в призывах к свержению власти. Карапетян не участвует в армянской политике, но на прошлой неделе он выступил в поддержку Армянской апостольской церкви, пообещав, если нужно, защитить ее.

Сегодня журналисты попросили премьер-министра Никола Пашиняна прокомментировать уголовные преследования высокопоставленных священнослужителей:

— Вы боретесь с церковью уже при помощи правоохранителей?

— Я сделаю заявление. Прошу прощения, я не буду отвечать сегодня на вопросы. Прошу меня не беспокоить и не преследовать.

Сегодня утром Пашинян принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета по видеосвязи. Заседание ВЕЭС проходит в Минске, оно стало первым в 2025 году. Накануне в столице Белоруссии состоялось пленарное заседание Евразийского экономического форума, в котором Пашинян также участвовал по видеосвязи.

Ситуацию в Армении Бизнес ФМ попросила прокомментировать председателя правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, армянского политолога Степана Григоряна:

— Мы знаем, что идет внутриполитическая борьба, напряжение серьезное. Это нормально: в Армении степень свободы высокого уровня. Но здесь есть одна особенность. Последние два года ряд высших духовных сановников начал активно участвовать в политической борьбе. Армения — страна, где церковь отделена от государства. Поэтому такое активное участие, прямо скажем, не соответствует Конституции Армении. Я не думаю, что то, что наши отдельные епископы, архиепископы так активно участвовали в политической жизни, было хорошей идеей. Ясно, что в своих выступлениях они делают очень жесткие заявления. Эти жесткие заявления содержат в себе угрозу конституционному строю. Ну вот, власть пытается нейтрализовать эту угрозу возможными арестами. Но напряженность связана с тем, что люди не дали полиции арестовать архиепископа Микаэла Аджапахяна.

— Почему такой большой шум поднялся именно сейчас, а не был вчера, когда арестовали 16 человек?

— Потому что сейчас арест может коснуться человека, имеющего сан архиепископа. А церковь внутри армянского народа, конечно, имеет большой авторитет. Поэтому резонанс вы видите такой большой. Я думаю, что на высшем уровне, возможно, были телефонные звонки, разговоры. В этом, может быть, даже участвовал премьер-министр и католикос. Возможно, был какой-то телефонный контакт, в результате которого было принято решение не продолжать эту операцию, а Аджапахян добровольно явится в полицию.

— Пашинян не стал комментировать все это журналистам. Кажется, он хочет понизить градус происходящего. И вот в связи с этим — грозило ли это ему большими протестами и потерей власти?

— Вообще, конечно, есть недовольство его политикой — это нормально. Недовольны развитием событий, связанных с Нагорным Карабахом, недовольны событиями, связанными с делимитацией и демаркацией с Азербайджаном, недовольны другими шагами правительства. Есть политические силы, которые недовольны и борются против. Но все это недовольство все равно не могло перерасти в масштабный протест, потому что та же оппозиция очень раздроблена. Поэтому отдельные группы, даже если критикуют происходящее, не могут превратить это в массовый процесс. Они не способны собрать достаточное число людей, чтобы провести, например, митинг на пять тысяч, десять тысяч или 20 тысяч человек. Но я думаю, после того, как начались действия против церковных иерархов (вы знаете, Баграт Галстанян был вчера арестован), я не исключаю, что власти поняли: это может вылиться в большие протесты. Поэтому они пошли на попятную.

Позднее стало известно, что архиепископ Микаэл Аджапахян вместе с адвокатами сам направился в Следственный комитет.