Сможет ли Россия установить мир между Израилем и Ираном?

16 июня пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков обозначил позицию Москвы по ирано-израильскому конфликту. В частности, он выразил готовность РФ быть посредником по его прекращению и раскритиковал атаки, начатые Израилем 13 июня.

Сможет ли Россия установить мир между Израилем и Ираном?
© ТАСС

При этом Кремль предложил свой вариант прекращения конфликта — перевезти наработанный Ираном уран на территорию РФ. И если Израиль настолько беспокоит ядерная программа Тегерана, то он одобрит подобную идею и прекратит бить по Исламской Республике. Впрочем, Песков, по сути, в том же выступлении усомнился, что Израиль этим удовлетворится, указав, что реальная причина его действий — стремление сменить власть в Тегеране.

Ход конфликта

На четвертый день конфликта ни одной из сторон не удалось добиться разгрома противника. "По очкам" ведет Израиль, выбивший целый ряд представителей военно-политического руководства Ирана, физиков-ядерщиков и немалую часть его инфраструктуры.

Ответ Тегерана, пусть и болезненный, был не столь критичным в плане разрушений. От него пострадали жилые кварталы и в меньшей степени объекты инфраструктуры (например, прекративший свою работу нефтеперерабатывающий завод в Хайфе).

Показательно, однако, что уже на второй день конфликта израильское руководство запросило помощи у своего союзника США. Как заявил посол Израиля в США Йехиэль Лейтер, его страна не может перехватить около 15% баллистических ракет Ирана. В результате впервые в истории противнику удалось поразить самые болезненные точки, включая Тель-Авив.

Беспокойство относительно иранского потенциала усиливается, поскольку Тегеран длительное время обогащал уран до 60%, что позволяет ему начать производство ядерных боеголовок. И в случае попадания даже одной ракеты с такой "начинкой" последствия для Израиля будут катастрофичны.

Что же касается степени эффективности ударов по иранским ядерным объектам, то тут пока точных данных нет.

Самыми успешными можно считать бомбардировки объекта в Натанзе, участвовавшего в процессе обогащения урана и считавшегося одним из важнейших элементов иранской ядерной программы. Как заявил гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, "был полностью разрушен надземный объект... и было почти полное повреждение электрической установки, распределительного устройства и электрической связи", а "центрифуги были серьезно повреждены, если не уничтожены полностью".

В любом случае в израильской операции по уничтожению иранских ядерных объектов "что-то пошло не так", о чем свидетельствует просьба Биньямина Нетаньяху об американской помощи.

Так, несмотря на завоевание Израилем господства в воздухе, он оказался неспособен уничтожить иранские подземные ядерные объекты. Строить их иранцам помогали северокорейцы, имеющие богатый опыт возведения подобных сооружений с войны 1950–1953 годов. Тогда они оказались малоуязвимыми даже для столь серьезного противника, как стратегическая авиация США.

Впрочем, сейчас она имеет на вооружении более мощные средства поражения подземных укрытий, включая многотонные противобункерные ракеты и бомбы. На них-то и рассчитывает Нетаньяху, поскольку стратегической авиации у Израиля нет, и он применяет против Ирана разные модификации истребителей-бомбардировщиков F-15 и F-16. Их вооружение эффективно для поражения поверхностных объектов, но его недостаточно для уничтожения заглубленных ядерных объектов.

И поскольку стороны конфликта демонстрируют неспособность быстро разгромить друг друга, им грозит война на истощение.

Вопрос — насколько они к ней готовы.

Готовность сторон к продолжению войны

С одной стороны, ведущий "по очкам" Израиль кажется безусловным фаворитом. Ведь за его спиной могущественные США с их военной и денежной помощью. Кроме того, в пользу Израиляи его технологическое превосходство, благодаря чему он сохраняет инициативу ведения боевых действий.

Однако этого недостаточно для прекращения иранских ракетных ударов. И возможно, что это не просто месть, а стремление принудить израильское общество активизировать протесты против Нетаньяху и вынудить прекратить операцию.

Ведь если подобная результативность иранских ударов сохранится, то в случае их продолжения израильские страховые компании рискуют разориться на возмещении стоимости очень дорогого жилья. Так, стоимость многих квартир в Израиле перевалила за $300 тыс., а общий ущерб только по жилому фонду исчисляется многими сотнями миллионов долларов, если не миллиардами. И в случае продолжения ракетных атак Израиль может погрузиться в экономико-инфраструктурный кризис.

Что же касается зеркальных действий Израиля против Ирана, то ими он способен добиться обратного эффекта. И призывы Нетаньяху к иранцам свергнуть собственный правящий режим при происходящем уничтожении Израилем жилых домов и объектов инфраструктуры, напротив, могут воспрепятствовать подобным планам.

И подобно тому, как это произошло в 1980-е годы при начале ирано-иракской войны, многие иранцы способны выступить не против "режима аятолл", а против внешнего противника. О чем, в частности, 16 июня заявил и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Впрочем, списывать со счета наличие сильных протестных настроений не следует, и в будущем нельзя исключать их более заметного проявления. Как известно, в Иране имеются традиционно проблемные национальные регионы вроде Курдистана и Белуджистана. Жители которых (особенно последнего) неоднократно выступали против правящего иранского режима, в том числе с оружием в руках, с целью отделения от Тегерана.

И нынешняя израильская операция — очень удобный момент для реализации планов национал-сепаратистов в условиях снижения управляемости в стране (что очевидно из массовых вылазок произраильской агентуры в различных ее частях).

Кроме того, немало в Иране и других недовольных. Это женщины, мечтающие о равных с мужчинами правах, молодежь, желающая открытости страны, и просто городские жители, уставшие от бесконечных санкций и желающие улучшения условий жизни.

Опять же вопрос — как поведут себя еще не определившиеся граждане и даже лояльные официальным властям консерваторы. Ведь в случае неспособности Тегерана противостоять израильским действиям они могут присоединиться к протестам, и тогда правящему в стране режиму выдержать внутренний удар будет сложно.

Впрочем, имеется у Ирана и еще не примененное "супероружие". И речь не идет об имеющихся в арсенале Тегерана новейших гиперзвуковых ракетах с более мощными боеголовками до двух тонн включительно, способными вызвать в Израиле серьезнейшие разрушения.

Тегеран способен перекрыть Ормузский пролив, через который, по разным данным, транспортируется более четверти энергоресурсов для мировой экономики, прежде всего потребляемых Евросоюзом и азиатскими странами, включая Китай. Даже непродолжительное прекращение движения по нему способно вызвать критические последствия для потребителей ближневосточных нефти и газа. Соответственно, при таком раскладе Израиль рискует столкнуться с мощным давлением Брюсселя, Пекина и не только.

Однако пока к этому способу Иран не прибегает. Очевидно, его руководство, надеясь на возобновление мирных переговоров с США, держит его в качестве козыря. 16 июня президент Ирана Масуд Пезешкиан в разговоре со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил, что Исламская Республика продолжит переговоры с США только в случае прекращения израильских ударов.

Но при этом Тегеран по-прежнему не хочет выполнять американские требования отказаться от "мирного атома".

А значит, поставленные Нетаньяху цели продолжения израильских ударов не достигнуты. Тем более что вряд ли в Тель-Авиве поверили в искренность Ирана, который подобными "миротворческими" вбросами явно стремится лишь не допустить активного вмешательства США на стороне Израиля.

Возможные последствия конфликта

Итак, пока без американского вмешательства исход конфликта видится туманным, и война может затянуться. Правда, количество иранских ракетных пусков день ото дня падает от сотен до десятков на утро 17 июня. Что может говорить об эффективности израильских ударов. Однако, как уже говорилось выше, только ими иранскую ядерную программу не остановить.

Как этот конфликт может отразиться на России?

С одной стороны, он усиливает нашу дипломатическую значимость, благодаря чему Москва способна выступить арбитром, с которым вынужден считаться Запад.

С другой стороны, ирано-израильское противостояние отвлекает от украинского конфликта внимание и ресурсы Запада.

И, наконец, благодаря действиям Тель-Авива и Тегерана растет стоимость на мировом рынке энергоресурсов, а значит, и доходы российской казны.

Однако в случае обрушения иранского правящего режима последствия для России и Ближневосточного региона будут тяжелые. Это вызовет рост мощи других игроков, особенно Саудовской Аравии и Турции. Соответственно, начнется борьба и за раздел "иранского наследства", включая богатейшие углеводородные запасы, особенно газа. Что способно вызвать новый виток конфликта на Ближнем Востоке уже между Израилем и Турцией, а возможно, и другими игроками.

Для России возможное обрушение Ирана в условиях сохраняющегося противостояния с Западом приведет к сужению возможностей по преодолению санкций Брюсселя и Вашингтона, включая исчезновение перспектив использования транспортного коридора "Север — Юг" и еще большую переориентацию на китайское направление экономической активности.