Голосование парламента по импичменту президенту Южной Кореи пройдет 6-7 декабря
Как и ожидалось, затея с введением президентом Республики Корея (РК) Юн Сок Ёлем военного положения закончилась фиаско и привела к серьезным проблемам для него самого. Голосование о досрочном прекращении полномочий южнокорейского лидера состоится 6-7 декабря. Также стало известно, что идея с введением военного положения принадлежала министру обороны Ким Ён Хёну.
С наступлением утра 4 декабря политическая ситуация в Южной Корее продолжила стремительно развиваться. Главный вопрос в том, что теперь будет с президентом Юн Сок Ёлем? Первым делом от работы с ним стало отказываться его ближайшее окружение. Так, руководство администрации президента (АП) заявило о намерении в полном составе уйти в отставку. В числе покинувших свои должности глава АП Чон Чжин Сок, начальник управления национальной безопасности Син Вон Сик, начальник политического управления Сон Тхэ Юн, а также иные чиновники высокого уровня. Также "заявления на стол" положили и сотрудники более низкого уровня. Пока не ясно, будет ли принята такая массовая отставка, учитывая, что это парализует практическую деятельность лидера страны. Впрочем, сам он тоже не торопился приходить на работу. Президент не появился на запланированном на утро 4 декабря совещании по обсуждению ситуации с распространением наркотиков - первом публичном мероприятии с момента объявления Юном военного положения.
Далее настала очередь сказать свое слово правящей партии "Сила народа". После обсуждения ситуации было решено в полном составе голосовать за отставку правительства, а также объявить импичмент министру обороны Ким Ён Хёну. Как подтвердили источники в военном ведомстве, именно Ким был тем, кто предложил Юн Сок Ёлю ввести военное положение. Юн и Ким - давние друзья со школы, Ким ранее занимал посты главы личной охраны президента и был известен своим "ястребиным подходом".
Похоже, у президента Юна не выдержали нервы, он сорвался, видя, что вчистую проигрывает внутриполитическую борьбу
Ведущая оппозиционная Демократическая партия "Тобуро" заявила, что пойдет дальше. Министру обороны помимо импичмента теперь еще будет предъявлено обвинение в измене и мятеже. Импичмент также обещан и министру внутренних дел РК Ли Сан Мину. Фактически досталось тем, кто отвечал за выполнение силовых действий по обеспечению военного положения - руководителям вооруженных сил и полиции. Самая же главная интрига - в отношении будущего самого президента РК Юн Сок Ёля.
Шесть оппозиционных партий договорились, что поставят на голосование вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РК Юн Сок Ёля. Ожидается, что депутаты выскажут свое мнение на этот счет в пятницу или субботу. Согласно правилам, для временного прекращения полномочий лидера надо получить две трети голосов, то есть получить поддержку не менее 200 из 300 депутатов. На настоящий момент совокупно у оппозиционных партий есть 192 голоса. То есть для импичмента им надо получить еще 8 голосов со стороны правящей партии "Сила народа". Оппозиционный лагерь утверждает, что он заручился поддержкой со стороны уже как минимум шести народных избранников от правящей партии. С одной стороны, решение Юн Сок Ёля шокировало многих и вызвало осуждение со стороны в том числе правящего лагеря. Но далеко не все в нем готовы "подыгрывать" своим политическим противникам. Правда, играют свою роль и общественные настроения - общество явно возмущено действиями президента, а потому давление в пользу импичмента весьма сильное.
Напомним, что если парламент проголосует за приостановку полномочий президента, он временно прекратит деятельность в качестве главы государства, а его функции будет исполнять премьер Хан Док Су. Потом 90 дней будет дано Конституционному суду РК для вынесения окончательного решения по импичменту. Судьи КС должны определить, было ли нарушение закона и необходимо ли смещение президента. Если КС подтвердит решение парламента, то президент уходит с поста и назначаются досрочные выборы, если нет, то президент вернется к исполнению полномочий. Напомним, что в истории Кореи были оба прецедента. В 2006 году КС отменил импичмент президенту Но Му Хёну, а в 2017-м, напротив, поддержал решение народных избранников, досрочно отправив в отставку Пак Кын Хе. Высока вероятность, что в случае импичмента Юн Сок Ёлю будет грозить и суд по обвинениям в превышении полномочий, госизмене и мятеже. По крайней мере, оппозиция заявила о намерении добиваться именно этого.
Однозначно можно сказать, что будет подробное расследование всех обстоятельств и действий участников ночных событий. Тут уже стали высказывать опасения, что в итоге попытаются наказать "стрелочников" - офицеров армии и полиции. Есть вопросы и к действиям ряда депутатов от правящей партии. Ее лидер Хан Дон Хун и его сторонники - всего 18 депутатов - осудили военное положение и поддержали резолюцию о прекращении военного положения, а вот где были остальные - большой вопрос. Глава парламентской фракции правящей партии "Сила народа" делал все возможное, чтобы как-то "отвертеться" от прямых вопросов репортеров, которые после отмены военного положения спросили: "А где были остальные депутаты вашей партии? Почему они не голосовали?" По его версии, военное положение для них самих стало неожиданностью, они сами все узнали из новостей, а к голосованию просто не успели. Впрочем, ответ скорее иной. В правящей партии хватает сторонников Юна, и они, скорее всего, предпочли либо занять выжидающую позицию, либо просто были не против военного положения - такие ультраконсерваторы в Корее тоже есть.
Как говорится, чужая душа - потемки, что именно толкнуло президента Юна на такой шаг, может остаться загадкой. Но определенные предположения можно выстроить.
Во-первых, как видится, сыграло свою роль действительно строптивое поведение парламента, где доминируют политические противники Юна - оппозиционная Демократическая партия "Тобуро". Парламент обвинял президента в использовании своих друзей из прокуратуры для преследования политических противников, причем независимое расследование в отношении подозрений по поводу своей жены Юн уже три раза блокировал, накладывая президентское вето на законопроекты парламента.
Юн крайне нервно реагировал на попытки вызвать на допрос его жену Ким Кон Хи, которая, как считали многие корейцы, стала слишком сильно вмешиваться в политическую жизнь, и вообще к ней были разные претензии. Прокуратура провела расследование, признав Ким невиновной, но это подавляющее большинство корейцев не устроило. Соглашаться же с тем, чтобы жену допрашивали незнакомые и независимые от Юна следователи, а не его прошлые друзья-коллеги, президент не хотел. Причем было видно, что эти разговоры - про допрос жены - его сильно нервируют и злят.
Добавим сюда также еще один фактор. Юн не профессиональный политик, а выходец из прокуратуры, где поднялся до поста генерального прокурора, снискав себе славу принципиального работника при обвинениях против экс-президента Пак Кын Хе. Но прокуратура в Южной Корее имеет славу организации, где царят военные порядки: начальник всегда прав, указания руководства не обсуждаются, а исполняются и т.д. Да и в ходе предвыборной президентской кампании было видно, что Юн не умеет идти на компромиссы, договариваться с людьми, а привык к авторитарному, командному стилю руководства. Эти качества стали еще более очевидны, когда он занял пост президента. Из популистских соображений он сначала попытался наладить диалог с прессой, но в итоге отменил ежедневные беседы с журналистами, так как ему надоело отвечать на колкие вопросы репортеров, многие из которых не стеснялись наступать на "больные мозоли" президента, указывая на его недостатки.
Президент Юн не умел идти на компромиссы, договариваться с людьми, а привык к авторитарному, командному стилю руководства
Еще одна особенность Юн Сок Ёля - со временем у него стали проступать черты, как говорят некоторые в Корее, "человека прошлого". Именно при нем начали очень активно официально пафосно говорить про "борьбу за идеалы демократии, противодействие мировой тирании", тогда как политических противников называли "антигосударственными элементами". Кроме того, снова в ход пошла риторика о "просеверокорейских коллаборационистах", "сторонниках коммунистической идеологии" и прочем. Из-за непростых отношений Южной Кореи с соседней КНДР компартии в РК под запретом, а слово "коммунист" является почти ругательным. Но так было в 1960-1980-х годах. Постепенно в Южной Корее реально почти не осталось (за исключением, может быть, единиц) тех, кто симпатизирует Северу, но Юн стал применять риторику, от которой сразу "повеяло прошлым", когда в РК просеверокорейских и коммунистически настроенных деятелей искали особенно рьяно. В общем, все эти слова Юна для корейцев выглядели больше как попытка обвинить обычных политических оппонентов в симпатиях к КНДР и попытке разрушить "законный конституционный порядок демократической Республики Корея" - классический прием эпохи правления генералов в Корее. Это, кстати, хорошо видно в его речи поздно вечером 3 декабря, где он обосновывал необходимость военного положения - там хватает упоминаний и об "антигосударственных силах" и прочих эпитетов "эпохи крестового похода против коммунизма".
В итоге, сыграл, скорее всего, комплекс факторов - как личных, так и объективных. Парламент наращивал давление на Юна, народ стал требовать расследований в отношении его жены, рейтинг президента стал падать, ставя антирекорды (он опускался до 17-18%)… На это все наложилась склонность Юна не искать компромиссы, а командовать, личная негибкость, нежелание вести диалог, идти на уступки. Даже лидер правящей партии стал указывать Юну на проблемы в его подходе, но президент и соратнику по политическому лагерю ответил в стиле: "сам разберусь", отказавшись выслушивать советы по поводу расследования в отношении жены. В ходе личной встречи с главой правящей партии Хан Дон Хуном, который, кстати, и занимал ранее пост министра юстиции в правительстве Юна, президент повел себя весьма высокомерно. Резюмируя, можно сказать, что, похоже, у президента Юна не выдержали нервы, сорвался, видя, что вчистую проигрывает внутриполитическую борьбу, но в руках оставался козырь эпохи правления генералов - военное положение, той эпохи, которая, судя по его подходу, привлекала.
Как указывают местные СМИ, решение Юн Сок Ёля о введении военного положения стало неожиданностью для всех - его ближайших помощников, правящей партии и даже военных, которые должны были это положение реализовывать на практике. Как стало известно, вечером 3 декабря министерство обороны и Командование обороны Сеула работало в обычном режиме, после 18.00 сотрудники стали расходиться по домам, никто не готовился к чрезвычайной ситуации, оставалась лишь стандартная дежурная смена. И только потом последовал экстренный сбор, который удивил всех.
Кроме того, для реализации мер в рамках военного положения были задействованы части спецназа из Командования специальных операций, в частности "подразделение 707" - это самый "крутой" спецназ корейской армии, аналог российской "Альфы" - в первую очередь это команда, которую используют для освобождения заложников и выполнения спецопераций. Также были мобилизованы военные из Командования обороны столицы. Однако при "обычном" военном положении в действие, согласно планам, должны вступать совершенно другие части и в куда большем количестве.
Все выглядело так, что из-за "импровизации" президента брали тех, кто был под рукой - аналог "Альфы" и дежурные части из Командования обороны Сеула. Это опять же добавляет веса версии о спонтанном и в чем-то эмоциональном решении президента.