Россия плюс Китай: «Между друзьями нами много противоречий, но мы должны всегда шагать навстречу»
В Китае с размахом проходит «золотая неделя», объявленная правительством в честь 75-летия образования КНР.
Заметную роль в процессе становления и развития республики, наряду с Дэн Сяопином, Бо Ибо, Чжань Юнем и другими китайскими политическими деятелями из числа особо почитаемых в Китае «Восьми великих высокопоставленных чиновников», сыграл и уроженец города Калуги, советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда, первый зампред Совета Министров СССР Иван Архипов.
Полюбивший Китай всей душой с первой своей рабочей поездки туда в 1950 году и пронесший это чувство до самой смерти в 1998 году, он был включен в почетный список 60 иностранцев, оказавших наибольшее влияние на Новый Китай, а его могила на Троекуровском кладбище в Москве до сих пор служит местом паломничества многих высокопоставленных политических деятелей КНР.
О том, через какие перипетии прошла российско-китайская дружба, что всегда по-настоящему сближало Россию и Китай и какие опасные вызовы лежат на пути наших дальнейших взаимоотношений, «СП» рассказал президент Фонда развития социально-экономических отношений между Россией и Китаем имени И.В. Архипова, внук этого легендарного человека, Иван Архипов.
- Можно смотреть на историю взаимоотношений России и Китая сквозь абсолютно разные призмы, но самой главной из них, как мне кажется, является призма дружбы, – считает он.
- Она ковалась в огне Второй мировой, проходила закалку в годы становления молодой китайской республики. И именно тогда наши отношения превратились в итоге в самую настоящую дружбу. Дружбу каждый волен трактовать по-своему, однако в словаре Даля дружба трактуется как взаимосвязь людей, объединенных искренней и бескорыстной любовью. И 50-е годы прошлого века взаимоотношения между нашими странами были насквозь пронизаны именно такой дружбой.
«СП»: Однако потом российско-китайские взаимоотношения были испорчены. Например, вскоре после начала китайской культурной революции, в 1969 году, дело дошло даже до вооруженных столкновений в районе острова Даманского на реке Уссури. Разве такое возможно между друзьями?
- Взаимоотношения между государствами сродни взаимоотношениям людей, живущих в одном большом доме, – есть далекие или близкие соседи, есть хорошие знакомые, а есть друзья. Но дружба такое дело, в котором другу нельзя лгать, отношения должны быть искренними.
Например, в моем окружении есть человек, о котором все остальные нелестно отзываются – дескать, он жадный, такой-сякой. Но когда жизненные обстоятельства вынуждали меня вступать в драку, именно этот человек первым приходил мне на выручку, прикрывая мне спину.
Дружба это ведь не бесконечное застолье с поднимаем рюмок за здравие и распеванием песен. Вот, предположим, мы с вами болеем за одну спортивную команду. Когда мы больше друзья – когда просто попиваем пивко, сидя на трибунах, болея за команду, но расходясь потом по своим делам, или когда мы непосредственно в составе этой команды раз за разом приводим ее к победам в трудных играх и, разгоряченные этим процессом, подчас очень эмоционально ругаем друг друга за ошибочное действие?
А наши нации очень близки хотя бы потому, что и мы, и китайцы очень эмоциональны. Для нас эмоции имеют очень больше значение. Это на Западе достаточно просто подписать контракт, и все, делай дела согласно договору на бумаге с печатью. Но Китай и Россию роднит то, что не будет никакого бумажного договора, если прежде не будет эмоционального контакта.
«СП»: Благодаря чему странам удалось преодолеть период серьезных разногласий?
- Через многие годы прохладных отношений во многом именно благодаря искренней дружбе моего деда с руководством Китая появилась возможность в 1984 году сделать серьезные шаги к повторному сближению наших стран.
«Половина моего сердца навсегда принадлежит Китаю», – всю свою жизнь не уставал повторять мой дед. И это при том, что он был горячим патриотом СССР. Потому что невозможно по-настоящему дружить с человеком, искренне его не любя. Невозможно полноценно трудиться на благо страны, полноценно ее не любя. И он искренне полагал и понимал, что для СССР дружба с таким соседом, как Китай, очень важна и нужна.
Эта его искренняя любовь сразу же была высоко оценена в самом Китае. Первая китайская командировка Ивана Васильевича Архипова длилась всего полтора года. Но по настоянию китайской стороны его возвращали снова и снова, и таким образом он проработал в Поднебесной в общей сложности с 1950 по 1959 годы, одновременно занимая в СССР кресло замминистра цветной металлургии и удостоившись статуса генерального советника Госсовета Китая. В то время он подружился со многими из тех деятелей, которые в 80-х годах встали у руля нашего восточного соседа.
В период серьезного охлаждения наших отношений после 1969 года он постоянно добивался визита в Китай, будучи уже в ранге первого заместителя председателя Совета министров СССР. Но отправить официальную делегацию в Китай тогда не представлялось возможным в силу политических причин.
И только в 1984 году этот визит все же состоялся. Тогда Китаю предложили направить Ивана Васильевича по персональному частному приглашению советского посольства, просто как человека, желающего ознакомиться с достижениями 156 китайских производств, построенных в 50-х годах под его руководством. И в ответ на это предложение была получена совершенно четкая телеграмма за подписями представителей китайского руководства Чэнь Юня и Бо Ибо, являвшихся давними друзьями моего деда, где говорилось – не надо ничего изобретать, Китай согласен принять его даже в официальном статусе первого заместителя председателя Совмина СССР, поскольку Иван Васильевич является большим другом китайского народа.
Во время этого визита Чэнь Юнь, на то время секретарь Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины и Председатель Центральной Комиссии Советников КПК, встречая Ивана Васильевича, в приватном разговоре сказал ему – меду нашими странами существует множество противоречий, в том числе по поводу Афганистана, Монголии, Вьетнама и так далее, но если мы, как старые друзья, не сделаем первых шагов навстречу, дальше отношения будут холоднее и холоднее, давайте доверять друг другу, и тогда неприятности будут уходить, а добро останется. Итогом этой встречи стало подписание первого за много лет торгового соглашения между СССР и Китаем, которое стало первым камнем в фундаменте наших новых взаимоотношений.
«СП»: В политологическом сообществе довольно распространено мнение, что китайцы не способны искренне дружить. Дескать, все, что они делают, направлено только на извлечение прибыли. Они-де, на самом деле спят и видят, как бы у нас Сибирь отнять да наши нефть и газ заграбастать. Как вы расцениваете подобные заявления?
- Я считаю, сторонники таких взглядов на наши отношения в корне неправы. Если сейчас прямо сказать – давайте, забирайте себе нашу Сибирь, забирайте все остальное, что хотите, ни один здравомыслящий китаец не примет такого гипотетического предложения. Да, в Китае в почете хитрость. Но в силу разницы в ментальности наших наций мы воспринимаем хитрость как нечто плохое, смешивая это понятие с корыстью. В Китае же хитрость – это мудрость.
Не надо видеть в китайцах врагов, они на самом деле наши друзья. Надо просто понять эту нацию, принять ее. Взгляните на китайское общество, ну какая тут нажива на ближнем? За 75 лет Китай проделал большой путь, превратившись из абсолютно голодной и нищей страны в первую экономику мира. В Китае все делается во имя народа, это видно хотя бы по продолжительности и среднему уровню жизни простых китайцев. Там нет нищих даже в глубинке, потому что все в Китае – на благо народа.
Поэтому можно, конечно, недоумевать, почему это китайский, например, бизнес, все никак не развернется в сторону России, однако наши лидеры совершенно четко посылают сигналы – не надо бездумно торопиться, лучше выстраивать действительно народную дружбу основательно и без спешки.
В Китае же местами все еще сильно ощущается прежнее западное влияние. Кроме того, надо понять и принять хотя бы тот факт, что конфуцианство в Китае существует уже более 2,5 тысячи лет. Влияние этой философии на китайское общество очень сильно, конфуцианство до сих пор накладывает свой отпечаток на современное китайское общество.
«СП»: Какие основные вызовы сейчас встают на пути дружбы России и Китая? Что может ей помешать?
- Мир стоит на грани большой катастрофы, потому что западный путь развития изжил себя. И только две наших державы, объединившись, могут предложить миру какой-то новый путь. А помешать этому может разве что излюбленная Западом политика «разделяй и властвуй». Запад спит и видит, как любым способом развалить нашу дружбу, потому что только вместе Россия и Китай способны обеспечить светлое будущее народам всего мира. Пусть для кого-то это звучит излишне высокопарно, однако это именно так.