Всплеск терроризма в Пакистане: какие цели преследуют экстремисты

Начиная с вечера 25 августа боевики запрещенного в Пакистане сепаратистского объединения "Армия освобождения Белуджистана" (АОБ) в течение 36 часов осуществляли теракты в разных районах одноименной провинции. Медийная служба этой организации, Hakkal, присвоила нападениям название — Operation Heroof (операция "Геруф").

Всплеск терроризма в Пакистане: какие цели преследуют экстремисты
© ТАСС

Так, экстремисты в течение 20 часов удерживали тренировочный лагерь вооруженных сил Пакистана в районе Бела (округ Ласбела), убив 62 военнослужащего. Около 12 часов контролировали движение на ключевых автомагистралях региона, останавливая транспортные средства для проверки документов и расстреливая водителей и пассажиров, согласно одной из версий — за принадлежность к армии и спецслужбам исламской республики, другой — по этническому признаку. Громким событием в этом контексте стал и подрыв имеющего стратегическое значение железнодорожного моста в районе Колпур, который является ключевым связующим звеном между Белуджистаном и остальной территорией Пакистана. Боевики также нарушили работу железнодорожной артерии Кветта — Тафтан, которая соединяет исламскую республику и Иран. Помимо этого, сообщалось о нападениях боевиков в районе порта Гвадар, имеющего важное значение для реализации Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК).

Местные и зарубежные СМИ, в частности агентство Reuters, назвали эти нападения самой массовой акцией устрашения со стороны сепаратистских радикальных формирований.

Нанесенный ущерб

Они на протяжении десятилетий ведут борьбу за выход богатой природными ресурсами юго-западной провинции из состава Пакистана. Как сообщает информационный портал The Balochistan Post со ссылкой на официального представителя "Армии освобождения Белуджистана" Джиянда Балоча, в 36-часовой операции "Геруф" приняли участие 800 боевиков подразделений АОБ Fatah Squad и Special Tactical Operations Squad, а также семь террористов-смертников из бригады "Маджид". Заявленными целями экстремистов были военнослужащие и представители силовых ведомств Пакистана. Правоохранительным органам провинции группировка направляла требование сохранять нейтралитет, предупреждая о "серьезных последствиях" для "лиц и учреждений, оказывающих содействие военным". Вместе с тем сообщалось о столкновениях боевиков АОБ с полицейскими в разных районах провинции, например в округе Калат. Согласно представителю "Армии освобождения Белуджистана", общие потери вооруженных сил исламской республики превысили 130 человек. 27 августа в ходе заседания федерального правительства исламской республики премьер-министр Шахбаз Шариф сообщил, что число погибших в результате нападений боевиков АОБ составило более 50 человек, включая военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Джиянд Балоч обозначил, что операция "Геруф" является первым, подготовительным, этапом к "восстановлению контроля над белуджскими землями".

О каких же территориях идет речь и за что именно борются лидеры и боевики подобных АОБ формирований.

Преследуемые цели

Белуджский народ принадлежит к индоиранской группе этносов. Его численность в настоящее время, по разным оценкам, составляет 11 млн человек, проживающих преимущественно в Пакистане (около 6,5 млн), Иране (около 3 млн) и Афганистане (не менее 500 тыс.). Кроме этого, многочисленные диаспоры белуджей имеются в Омане и Объединенных Арабских Эмиратах. Основополагающей целью действующих в пакистанском Белуджистане, иранском Систане и Белуджистане и афганском Гильменде группировок является создание на этих территориях единого государства "Белуджистан". Делается это, мол, в интересах восстановления исторической справедливости для народа белуджей, который, как утверждается, оказался разделен в период нахождения юго-восточной части Иранского нагорья под контролем Британской империи и так и не получил для себя независимости после ухода англичан в 1940-е годы.

Конкретно в Пакистане белуджские сепаратисты, исходя из озвучиваемых их лидерами заявлений, стремятся к обретению провинцией экономической автономии от решений федерального правительства. По их мнению, власти исламской республики эксплуатируют природные ресурсы региона, богатого крупными запасами природного газа, нефти, золота, меди, угля и других полезных ископаемых, распродавая их третьим странам, в частности Китаю. При этом руководство страны, мол, прилагает мало усилий для роста благосостояния ее жителей. Согласно актуальной оценке специалистов Программы развития ООН (ПРООН), не менее 70% населения провинции Белуджистан живут за чертой бедности.

Международное влияние

В этом контексте важно понимать, что Белуджистан имеет выгодное территориальное расположение, делающее его (и Пакистан в целом) важным центром региональной торговли и транзита товаров. Дестабилизация обстановки в провинции создает угрозу интересам всех региональных партнеров исламской республики, в число которых входят Китай, Иран и Россия. В связи с чем примечательно, что серия нападений АОБ произошла на фоне недавних новостей о прогрессе в реализации проектов КПЭК, а также рассматриваемых Исламабадом планов по углублению энергетического диалога с Москвой. Тот же поврежденный боевиками АОБ участок железнодорожных путей Кветта — Тафтан входит в более крупную рельсовую ветку, соединяющую Исламабад, Тегеран и Стамбул. Через Белуджистан пролегают автомобильные маршруты в рамках Конвенции о международной перевозке грузов (TIR), по которым через иранскую и афганскую территорию осуществляется сухопутное торговое сообщение Пакистана со странами Центральной Азии, Закавказья, а также РФ. Думаю, здесь вполне можно предположить, что на действия белуджских боевиков оказывают влияние и внешние игроки, не заинтересованные в укреплении региональных связей в этой части Евразийского континента.

Стоит отметить, местные радикальные формирования уделяют особое "внимание" именно китайским проектам, а также проживающим здесь и работающим над ними гражданам КНР. Большинство китайских инвестиционных инициатив в исламской республике, в том числе в Белуджистане, реализуется исходя из формулы "80 на 20", согласно которой Китай выделяет 80% от необходимого размера финансирования, а правительство Пакистана — 20%. По такому же принципу распределяется прибыль от эксплуатации проектов. При этом управляющие компании зачастую являются федеральными, а не местными — белуджскими, из-за чего элиты провинции чувствуют себя ущемленными. Такое положение дел не устраивает здешних радикальных лидеров, поэтому они путем терактов стремятся подорвать сотрудничество Пекина и Исламабада, постепенно подводя руководство и бизнес-сообщество КНР к логической мысли — отказаться от рискованных инвестиций в неспокойный регион.

Наконец, имеется еще один подтекст нападений, в основе которого лежит потребность в отмщении. 26 августа 2006 года в результате операции пакистанской армии был убит видный политик и лидер движения за автономию Белуджистана Наваб Акбар Хан Бугти. Как отмечает информационный портал The Khorasan Diary, исторически белуджские радикальные формирования осуществляют подобные акции накануне 26 августа. Вот и нынешний всплеск терактов в провинции совпал с 17-й годовщиной смерти белуджского деятеля.