о ситуации в Бангладеш
«Сейчас стоит вопрос, как быстро удастся армии и партиям оппозиции успокоить народ и перейти к конструктивной фазе. США продолжат свои заговоры, но не обязательно, что у них получится. США слишком хорошо известны как друг Израиля и враг мусульман. И армия настроена скорее прокитайски, нежели прозападно».
Где тонко, там и рвётся, гласит народная мудрость. Во всемирной раскачке — от Украины до Газы и от Уолл-стрит до Токио — сейчас рухнул режим в Бангладеш. Премьер Бангладеш Шейх Хасина Вазед, 76 лет, не удержала бразды правления и после месячных демонстраций и протестов ушла в отставку и бежала в Индию.
В принципе, страна в неплохом состоянии, положение народа несколько улучшилось, да и международное положение не было из рук вон плохим. Но Шейх Хасина допустила несколько ошибок, которые её в конце концов и погубили. Она чрезмерно сблизилась с Индией и даже собиралась подружиться с Израилем. Народу — в основном мусульманам — это не понравилось. Раньше правители Бангладеш исторически всегда поддерживали Палестину и дружили с арабским миром. Такая смена курса напрягла народ, особенно в свете войны, которую ведёт Израиль против Газы.
Индия не очень дружит с арабскими странами, да и со своими мусульманами там большой любви нет. А для Бангладеш это оказалось перегрузкой. Поворот в сторону БРИКС не помешал, а в сторону Индии и Израиля оказался чрезмерным. Были и внутренние проблемы: Бангладеш унаследовала странную систему квот на рабочие места. Привилегированные дети ветеранов войны за независимость могли претендовать на почётную и хорошо оплачиваемую государственную службу, а все остальные должны были искать счастья в перегруженном частном секторе. Это возмущало студентов, и они принялись демонстрировать недовольство, протестовать. Армия их отстреливала, были десятки и сотни жертв. В конце концов Шейх Хасина предпочла улететь.
Повлияет ли это на связи с Россией? Видимо, нет. Россия строит атомную электростанцию в Бангладеш, предоплата внесена, и навряд ли новые власти захотят что-то изменить. Специалисты по Бангладеш прогнозируют сближение с Китаем и охлаждение с Индией, но пока в этом трудно быть уверенным.
Так завершился 15-летний период правления Хасины, который начался очень давно. Ей удалось уцелеть, когда погибла от рук мятежников вся её семья. И с тех пор она отбивала атаки, которых было немало. Но годы шли, война за независимость от Пакистана уже забылась в народе, а она по-прежнему талдычила старые мантры времён той войны. Студенты устраивали «майданы», собирали огромные толпы, и армии не удавалось их усмирить. Наконец, толпа ворвалась во дворец, и после этого пожилая Хасина не выдержала и бежала.
Армия взяла власть в свои руки, выпустила на свободу из тюрем лидеров оппозиции, где они сидели уже шесть лет. Вышла и Зиа, лидер оппозиционной Националистической партии. Вместе с исламистскими группами она, наверное, сможет составить правительство и провести выборы с предсказуемым результатом.
А затем придётся снова ставить Бангладеш на рельсы развития. Впрочем, как я говорил, состояние страны не очень плохое, скорость развития — выше, чем в Индии, народ довольно грамотный. Во времена английского правления бенгальские чиновники «бабу» управляли всей Индией от лица английского короля.
И если поворот к Китаю состоится, то Бангладеш будет на кого равняться. А Китай может быть заинтересован в дружбе с этой страной, граничащей с Индией.
Сейчас стоит вопрос, как быстро удастся армии и партиям оппозиции успокоить народ и перейти к конструктивной фазе. США продолжат свои заговоры, но не обязательно, что у них получится. США слишком хорошо известны как друг Израиля и враг мусульман. И армия настроена скорее прокитайски, нежели прозападно. Тревожат продолжающиеся волнения, выливающиеся в антииндусские погромы. Индуистов в стране меньше 10%, но и это многие миллионы людей. Ведь Бангладеш — одна из самых населённых стран мира.
Кстати, ушедшая в отставку дама и глава киевского режима провели двустороннюю встречу на полях Мюнхенской конференции по безопасности в феврале нынешнего года. Хасина даже приветствовала Зеленского, а это почти всегда ведёт к падению политика, как подтвердит и Борис Джонсон, и другие лидеры.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.