Венгрия смягчила визовые требования к россиянам
Несколько недель назад Венгрия расширила список стран, граждане которых могут получить «Национальную карту». Она выдается для желающих работать в стране на два года с возможностью продления. Из условий: нужно устроиться в местную компанию или открыть собственный бизнес. Список пополнился такими странами, как Босния и Герцеговина, Северная Македония, Молдавия, Черногория, Белоруссия и Россия. Ранее в нем были только Сербия и Украина.
Весной венгерские власти заявили, что ожидают от этой меры притока 65 тысяч иностранных рабочих. Они смогут привезти в страну свои семьи и подать через три года заявление на получение ВНЖ. Но эксперты подчеркивают, что 65 тысяч — это предельная цифра. Необязательно, что именно столько граждан прибудет или будет принято в рамках трудовой миграции. По словам местных жителей, к россиянам в Венгрии относятся так же, как и к другим иностранцам, — «нейтрально-доброжелательно». Последние два года на улицах Будапешта, да и в целом страны, стала чаще звучать русская речь. Но при устройстве на работу все же может возникнуть проблема — язык, говорит независимый журналист в Венгрии Мария Лопатто:
Мария Лопатто журналист «И по визе digital nomad, и по другим типам виз много россиян приезжают в Венгрию, потому что как-то это ближе, наверное, чем некоторые западные страны. Может быть, кто-то думает, что здесь проще устроиться. В Венгрии реже говорят хорошо по-английски. Поэтому для того, чтобы устроиться, например, в венгерскую компанию или в какой-то стартап, то, наверное, соискателю понадобится венгерский. Венгерский язык сложный, он отличается от многих европейских языков. Но в Венгрии существует очень много международных компаний, и я знаю массу соотечественников, которые устраиваются с английским языком. Более того, во многих компаниях приоритет, если соискатель знает русский».
Евродепутатов же такой потенциальный приток россиян в Венгрию настораживает. По их мнению, смягчение визовых требований создаст «лазейки для шпионской деятельности», так как специальная проверка обладателей «Национальной карты» на европейском уровне не проводится. И в целом передвижение россиян по Шенгенской зоне будет облегчено «в обход ограничений, предусмотренных законодательством ЕС». Об этом заявил глава крупнейшей в Европарламенте Европейской народной партии Манфред Вебер в письме к главе Евросовета Шарлю Мишелю, пишет Financial Times.
Эксперты считают, что евродепутаты сильно сгущают краски — контроль за въезжающими в Венгрию в любом случае будет осуществляться. А сами заявления в адрес Будапешта и премьера Виктора Орбана следует рассматривать в контексте европейской политической борьбы, а не российско-венгерских отношений.
Венгрия (так же, как и Италия) является своеобразным законодателем мод в сфере миграционной политики ЕС. Они формулируют наиболее жесткую позицию в этом вопросе, и для Европейской народной партии принципиально важно, чтобы эти два крыла не объединились и не начали представлять существенную силу. А обвинения в адрес Венгрии в сотрудничестве и сближении с Россией, размывании общих ценностей и общей политики Евросоюза — сейчас некий шаблонный аргумент, который удобно использовать в политической риторике, чтобы решить свои внутренние проблемы, отмечает профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина:
Екатерина Энтина профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН «В части законодательства Будапешт принял вполне логичную и совершенно неисключительную программу, подразумевающую разделение всех категорий трудовых мигрантов на три группы. Первые две — это промышленники, предприниматели и высококвалифицированные работники, чей потенциал призван укрепить и стимулировать развитие венгерской экономики. Третья категория как раз для Евросоюза является отчасти прорывной. Она предполагает, что низкоквалифицированные кадры, если они привлекаются в Венгрию, то ответственность за их пребывание несет их наниматель. Здесь Виктор Орбан берет на себя задачу как бы пионерской, прорывной позиции всего Брюсселя, которую он будет стремиться навязать для всех других стран — членов ЕС, что брюссельскую бюрократию как наднациональную, которая видит именно себя ключевыми в принятии любых наднациональных решений, не может устраивать. С политической точки зрения, безусловно, принятие послаблений в отношении российских граждан играет на руку в размывании той одиозной политики, которую Брюссель проводит в отношении нашей страны».
Сейчас законодательство Евросоюза позволяет странам-участницам самостоятельно регулировать правила легальной миграции и разрешений на работу. Поэтому формально Будапешт ничего не нарушал. Но, судя по реакции дипломатов ЕС, сделал это без одобрения Брюсселя.