Войти в почту

Друзья или противники? Венгрия и США выясняют отношения и не хотят поступаться принципами

Пресс-конференция посла США в Венгрии Дэвида Прессмана, еще не начавшись, уже наделала немало шума. Как только о ней было объявлено, в будапештских дипломатических кругах поползли слухи и началось гадание — в основном на кофейной гуще — что же будет сказано. В какой-то момент прозвучало слово "санкции". Санкции? Против Венгрии? Союзника по НАТО и члена Евросоюза? Это уж слишком!

Друзья или противники? Венгрия и США выясняют отношения и не хотят поступаться принципами
© ТАСС

На деле все оказалось не так страшно и не столь драматично. Санкции действительно были введены (словно в подтверждение старой истины, что дыма без огня не бывает), однако нацелены они были все-таки не на Венгрию. Их объектом — наряду еще с пятью десятками организаций и частных лиц — стал Международный инвестиционный банк (МИБ) со штаб-квартирой в Будапеште, а также его руководство в лице двух граждан России и одного гражданина Венгрии.

Вот об этом и говорил Прессман 12 апреля перед прессой, создавая повод для не совсем удачного каламбура, который уже однажды прозвучал из уст премьер-министра Виктора Орбана (он назвал Прессмана "человеком прессы" в силу созвучия фамилии и большого его внимания к СМИ). Новости, тем более сенсации из этого выступления не вышло — ранее в тот же день обо всем доложило Министерство финансов США в Вашингтоне. Но Прессман оказался единственным американским послом, который провел по этому поводу собственную пресс-конференцию, хотя под санкции попали граждане еще нескольких стран. И это была не просто его личная инициатива.

Старые подозрения, новые обиды

Если посмотреть на всех американских союзников — и фактических, и номинальных, — то более сложные отношения, чем с Венгрией, у Соединенных Штатов сейчас сложились, пожалуй, лишь с Турцией. Причиной тому — вооруженный конфликт на Украине, куда поставляет оружие Вашингтон и отказывается поставлять Будапешт.

"США не боятся войны между Россией и Украиной, а мы боимся. Поэтому нам хотелось бы, чтобы Соединенные Штаты поняли, почему мы придерживаемся такой позиции: эта война воспринимается в Будапеште совершенно иначе, чем в Вашингтоне. Поэтому мы призываем к прекращению огня и мирным переговорам", — пояснил Орбан на своей странице в Twitter.

К этому стоит добавить и сотрудничество с Россией, которое сократили до минимума США и которое из прагматических соображений сохранила Венгрия, хотя даже у нее оно ограничивается одной лишь энергетикой. "Мы обеспокоены тем, что венгерское правительство продолжает поддерживать тесные связи с Россией", — заявил журналистам Прессман.

Кроме того, никуда не исчезли и старые разногласия, в основе которых заявка Орбана на построение "нелиберальной демократии" и защиту традиционных социальных устоев в противовес новым американо-европейским ценностям в виде однополых браков и миграционной политики открытых дверей. США подозревают венгерское руководство в склонности к авторитаризму, а оно в свою очередь обвиняет американцев в финансовой поддержке оппозиции и вмешательстве во внутренние дела.

Если сюда также добавить недовольство Вашингтона по поводу затянувшего рассмотрения в Будапеште заявки Швеции на вступление в НАТО, то получится довольно крепкий коктейль противоречий, приготовленный по весьма оригинальному рецепту.

Разговоры о санкциях

Собираясь в прошлом году в Будапешт в качестве посла и выступая на слушаниях в Сенате, Прессман назвал Венгрию "угасающей демократией". Осмотревшись немного на новом месте, он в марте нынешнего года съездил в Вашингтон и, судя по всему, предложил своему начальству перейти от слов к делу. Как сообщило интернет-издание Telex, на его встрече с госсекретарем Энтони Блинкеном мог быть поднят вопрос о санкциях.

Тему подхватила британская The Guardian, написавшая со ссылкой на свои источники, что "двухпартийная группа в Конгрессе США разрабатывает санкции, которые будут направлены против ведущих венгерских политических деятелей, связанных с правительством Орбана, в то время как отношения между двумя странами продолжают ухудшаться". По словам газеты, законопроект о санкциях, касающихся Венгрии, может быть представлен уже в мае.

Признаюсь, мне эти сообщения кажутся по меньшей мере странными. Во-первых, санкции не могут быть приняты на ровном месте по чьему-либо желанию — для этого нужен закон или президентский указ. Да и представить себе, что может быть вписано в антивенгерский законопроект, который якобы кто-то готовит в Конгрессе, довольно трудно. Будапешт всегда открыто обговаривал свою позицию на встречах ЕС и НАТО, и поэтому предъявить ему какие-то претензии весьма непросто.

Есть также серьезные сомнения, что республиканцы согласятся на столь недружественный демарш в отношении правительства Орбана, которое продолжает поддерживать экс-президента Дональда Трампа и налаживает отношения с вероятным кандидатом на следующих выборах, губернатором штата Флорида Роном Десантисом. Политический советник и однофамилец венгерского премьера Балаж Орбан только что побывал в Вашингтоне, где встречался с сенаторами-республиканцами, и уж не стоит сомневаться, что об этом они явно поговорили.

Да и вообще, трудно припомнить, чтобы США вводили санкции непосредственно против правительств своих союзников. Отдельные граждане не в счет, их наказывают сплошь и рядом, но власти, мол, не несут за них ответственность. И, кстати, как заявил глава канцелярии премьера Гергей Гуйяш, правительство Орбана не считает, что американские санкции в отношении Международного инвестиционного банка в Будапеште направлены против Венгрии.

Сагитировать не удалось

В последние недели Прессман активно трудился на ниве не только пропаганды, но и наглядной агитации. Американское посольство в Венгрии открыто поддержало рекламную кампанию, в ходе которой в Будапеште и других городах страны появились плакаты с призывом к выводу российских войск с украинской территории. Организовала эту акцию социальная группа Western track, сформированная в Facebook (запрещен в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской).

Реакция правительства была однозначной. "Уже не оппозиция проводит кампанию на американские деньги, а посольство США начало кампанию непосредственно в Венгрии, что необычно, в частности среди союзников. Но самая большая проблема заключается в том, что это провоенная кампания", — сказал Гуйяш. По его словам, Венгрию пытаются втянуть в вооруженный конфликт, но она "не изменит свою позицию даже под давлением Америки".

Опрос, проведенный будапештским исследовательским центром Nezopont Intezet, показал, что попытка поговорить с венграми "шершавым языком плаката" не удалась. Выяснилось, что 59% граждан считают рекламную кампанию, организованную при американской поддержке, неприемлемой, и даже среди оппозиции ее осудили 38% респондентов. "Политическая активность американского посольства не смогла полностью убедить даже тех избирателей, которые выступают против правительства", — отметили авторы исследования.

В то же время опрос продемонстрировал, что большинство граждан Венгрии считают необходимым укрепить отношения с Соединенными Штатами. Лишь 26% удовлетворены нынешним состоянием связей между двумя странами, 40% хотели бы сделать их более тесными, а 16% выступают против сближения с Америкой. Среди тех, кто выступает за развитие отношений с США, есть как сторонники, так и противники ныне действующего в Венгрии правительства.

С республиканцем будет проще

Среди секретных документов Пентагона и ЦРУ, получивших огласку стараниями 21-летнего американского рядового Джека Тейшейры, был и такой, в котором говорилось что Орбан на встрече с депутатами от правящей партии "ФИДЕС — Венгерский гражданский союз" причислил к своим противникам нынешнюю администрацию США. Некоторые СМИ по обе стороны Атлантики подали это чуть ли не как сенсацию, хотя ничего нового и уж тем более секретного здесь не было. О встрече премьера с фракцией ФИДЕС еще 23 февраля, буквально на следующий день после этого события, сообщила газета Magyar Nemzet, а вслед за ней и ТАСС.

Тогда же и стало известно, что Орбан призвал депутатов парламента готовиться к борьбе с теми, кто выступает за разрешение конфликта на Украине военным путем. По его словам, к ним относятся "администрация Байдена, брюссельские бюрократы, а также левые партии" в Венгрии, которые получали деньги из США.

На самом деле это заявление интересно в свете других, более поздних высказываний Орбана. Отвечая 14 апреля в интервью Kossuth Radio на вопрос об отношениях с США, он заявил: "Соединенные Штаты — наш друг и важный союзник". "У нас одинаковые фундаментальные убеждения", — сказал премьер, напомнив о принадлежности обеих стран к христианскому миру. Нынешние экономические отношения между двумя этими государствами — "пример истории успеха", отметил Орбан, а что касается разногласий, то они преодолимы. "Все располагает к тому, чтобы у нас были хорошие и дружеские отношения", — добавил глава правительства.

Неделю спустя примерно то же самое на встрече с журналистами повторил Гуйяш. Не исключено, что примирительный тон был взят венгерским лидером, поскольку в Будапеште почувствовали, что публичная полемика с Вашингтоном зашла слишком далеко, и решили не обострять ситуацию.

В то же время в прошлых и нынешних высказываниях Орбана нет никаких противоречий. Он называет "другом и союзником" Соединенные Штаты как страну и причисляет к своим политическим противникам не ее, а администрацию Байдена. В том же интервью Kossuth Radio он прямо говорит об этом: "Когда в Белом доме находится президент-демократ, наши отношения становятся сложнее. Если там президент-республиканец, становится проще".

"Важно, что в долгосрочной перспективе Соединенные Штаты и Венгрию связывает общая принадлежность к западному, христианскому обществу. И между двумя странами нет антагонизма, который часто становится причиной геополитической напряженности", — отметил в беседе с Magyar Nemzet американо-венгерский политолог Глэдден Паппен, назначенный недавно директором будапештского Института международных отношений.

В начале мая в Венгрии состоится международная Конференция консервативных политических действий, на которую, как ожидается, приедут и представители Республиканской партии США. Это наверняка позволит правительству Орбана еще больше укрепить связи с республиканцами, но едва ли поможет улучшить отношения с администрацией Байдена.