Войти в почту

о сути законопроекта, который сами американцы считают наступлением на базовые свободы граждан

Витиевато составленный законопроект потребует от Министерства торговли США в целях защиты национальной безопасности выявлять и ограничивать операции с информационно-коммуникационными технологиями, к которым другие страны, считающиеся противниками, имеют интерес. Речь о шести государствах: Китае, Кубе, Иране, Северной Корее, России и Венесуэле. Широкая трактовка позволит подвести под монастырь любых неугодных, главный из которых, конечно, TikTok.

Республиканцу из Южной Каролины Джону Тьюну, демократу из Вирджинии Марку Уорнеру и 19 их соавторам удалось немыслимое. Их законопроект RESTRICT (аббревиатура означает «Ограничение») настроил против не только Китай, но и таких разных людей, как левые американские либералы и правые республиканцы-трамписты. И те и другие за предложением двухпартийного истеблишмента, который уже поддержал Белый дом, видят не просто попытку запрета TikTok в США, а масштабное наступление на базовые свободы американцев. Начиная со свободы слова.

Витиевато составленный законопроект потребует от Министерства торговли США в целях защиты национальной безопасности выявлять и ограничивать операции с информационно-коммуникационными технологиями, к которым другие страны, считающиеся противниками, имеют интерес. Речь о шести государствах: Китае, Кубе, Иране, Северной Корее, России и Венесуэле.

Широкая трактовка позволит подвести под монастырь любых неугодных, главный из которых, конечно, TikTok. Видеоприложение от китайской компании ByteDance, по мнению сенаторов, даёт Пекину постоянный доступ к потоку информации о своих американских пользователях, среди которых преобладает молодёжь (манипуляция её сознанием — это, кстати, ещё одно обвинение). Но список тех, кто окажется под колпаком RESTRICT, куда шире. Тут и российский антивирус от «Касперского», использование которого теперь запрещено на компьютерах федеральных структур США. И оборудование от китайских Huawei и ZTE. Но главная проблема для самих американцев даже не в этом.

Федеральное правительство (читай: Байден) по новому закону получает невероятно расширенные возможности по подавлению любых инакомыслящих.

Охота на ведьм становится вполне легальным видом спорта. RESTRICT и есть лицензия на неё. Чего стоит формулировка о «регулировании транзакций между лицами в США и внешними противниками». «Кого назначат в противники?» — бьёт тревогу на Fox News вечно идущий против течения трампист Такер Карлсон. В конгрессе Карлсону неожиданно вторит его непримиримый оппонент — леволиберальная Александрия Окасио-Кортес.

Опасения обоих понятны. За размытыми формулировками скрывается ухмылка большого брата. В законопроекте говорится, что министру торговли будет предоставлен ряд инструментов вплоть до запрета технологий, которые могут нанести ущерб США. Речь, например, может идти об угрозе выборам. Ещё более абстрактный смысл вложен в понятие «транзакция». Под это можно подвести абсолютно любую операцию с использованием любого неугодного продукта в сфере IT. Зато срок более чем реальный. До 20 лет тюрьмы. Да хоть за то, что выступаешь против войны с Россией. Как указывает тот же Карлсон.

Похоже на «Патриотический акт» (его ещё называли «Законом о сплочении и укреплении Америки для воспрепятствования терроризму»), который был принят в 2001-м сразу после терактов 11 сентября и на долгие годы стал легальной основой для закручивания гаек в Америке.

Закон расширил права ФБР по подслушиванию и электронной слежке. «Патриотический акт» позволял американским спецслужбам следить за пользователями интернета и телефонной сети, а также осуществлять контроль за крупнейшими сетевыми ресурсами и провайдерами.

Описанные Сноуденом постыдные технологии наблюдения (например, программа PRIS) уходят корнями туда же.

Просуществовав 14 лет, скандальный закон был заменён Актом о свободе США, который, в частности, запрещал АНБ вести прослушку разговоров и собирать информацию об американских гражданах (на иностранцев, само собой, плевать). Впрочем, к этому времени сбором такой информации вполне успешно занимались частники. Те же Facebook* или Twitter о своих пользователях сегодня знают едва ли не больше условного ФБР.

Но американские соцсети RESTRICT, естественно, не тронет. Как младших братьев большого брата.

* Продукт Meta, деятельность признана экстремистской, запрещена на территории России по решению Тверского суда Москвы от 21.03.2022.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.