Ровно 80 лет назад советская армия смогла прорвать блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда — одна из самых суровых страниц в истории Великой Отечественной войны. 872 дня нацисты подвергали его жителей и защитников голоду, холоду, регулярным артиллерийским обстрелам и бомбежкам. В ходе наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав многомесячную блокаду Ленинграда и пробив коридор, соединивший город с остальной страной. Это был пик ожесточенных боев на шлиссельбургско-синявинском выступе, которые шли здесь с 1941 года, и переломный момент в битве за Ленинград. «Лента.ру» вспоминает ход событий.
Встреча разведчиков
18 января 1943 года взвод разведчиков 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта под командованием сержанта Алексея Бровкина продвигался на восток — на соединение с волховцами. Одетые в белые маскхалаты бойцы кустарником обошли Рабочий поселок №5, где засел крупный германский гарнизон, пересекли узкоколейку и двинулись дальше.
Надо было преодолеть зимник, по которому в разные стороны периодически проходили немецкие подразделения. Вдали слышался близкий бой, ждать было некогда, и Бровкин тихо скомандовал подчиненным: «Нападем!» По его знаку те открыли огонь из автоматов.
Стрельба в упор ошеломила нацистов. Одни из них были убиты, другие в панике заметались, несколько разведчиков по привычке бросились за ними
Сержант быстро остановил их, напомнив, что у них сегодня другая задача.
Внезапно красноармейцы увидели, что в сторону поселка №5 по просеке, которую пересекала глубокая канава, осторожно идут трое в белых маскхалатах. Бровкинцы припали к земле, издали разглядывая незнакомцев. Немцы или свои?
Когда они приблизились, сержант окликнул их:— Стой! Кто такие?— Свои, — послышалось в ответ, но все трое быстро упали на снег.— Чего тогда прячетесь? Двигайте к нам. Отзыв знаете?— А вы назовите пароль.
Бровкин поднялся в полный рост и громко прокричал по слогам:— Победа!— Смерть фашизму! — последовал ответ, и солдаты радостно бросились друг другу навстречу. Это были разведчики 18-й дивизии Волховского фронта. На часах было около 12 часов дня.
Еще раньше на восточной окраине Рабочего поселка №1 в половине десятого утра встретились красноармейцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 372-й дивизии Волховского фронта. Блокада Ленинграда была окончательно прорвана.
Сложная местность для обороны и наступления
31 августа 1941 года части германской группы армий «Север» захватили рабочий поселок Мга и одноименную станцию, перерезав тем самым Октябрьскую железную дорогу — последнюю магистраль, связывающую Ленинград с Большой землей.
Окончательно кольцо блокады сомкнулось 8 сентября, когда немцы заняли Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы и прервав сухопутное снабжение города. Накануне после тяжелого боя был оставлен поселок Синявино.
В результате выхода вермахта к южному побережью Ладожского озера образовался так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ, который сами немцы именовали «бутылочным горлом».
Несмотря на то что его ширина составляла всего лишь десять-двенадцать километров, в 1941-1943 годах выступ стал ареной ожесточеннейших боев. Здесь сама география выводила советские войска, действующие на внешней стороне блокадного кольца, кратчайшими путями к Ленинграду и Неве.
Местность сложная для обороны и особенно наступления — территория покрыта лесами и болотами, большинство из которых торфяные, имеются возвышенности. Севернее и западнее них располагалось Синявинское болото площадью 46 квадратных километров, которое не замерзало даже в сильные морозы.
Маневр войск и продвижение бронетехники серьезно затруднялись небольшими реками Мойкой, Черной, Назией и многочисленными ручьями с болотистыми долинами и крутыми обрывистыми берегами
А металлические трубы торфяных предприятий в ходе боев служили противникам дополнительным средством укрепления траншей и окопов.
«Суворов поступил бы иначе!»
Захватив территорию, немцы приступили к инженерному оборудованию позиций, в том числе на Синявинских высотах, откуда местность просматривалась и простреливалась на 12-15 километров в секторе 180 градусов.
10 сентября 1941 года командование Красной армии предприняло попытку прорвать блокаду, пока немцы прочно не закрепились. В операции, которая вошла в отечественную историю под названием 1-й Синявинской, принимали участие войска Ленинградского фронта генерала Георгия Жукова вместе с 54-й отдельной армией под командованием маршала Григория Кулика.
При этом операция готовилась в спешке, и командующие действовали не по единому плану, что вызвало сильное раздражение Жукова.
Во время переговоров по аппарату связи он резко заявил Кулику: «Ясно, что вы прежде всего заботитесь о благополучии 54-й армии, и, видимо, вас недостаточно беспокоит создавшаяся обстановка под Ленинградом. Должен заметить, что меня поражает отсутствие взаимодействия между вашей группировкой и фронтом. По-моему, на вашем месте Суворов поступил бы иначе!»
На левом берегу Невы, в районе Московской Дубровки был захвачен небольшой плацдарм, получивший название Невского пятачка. Это был единственный успех операции, не считая того, что немцы отказались от попыток форсировать реку, чтобы переправиться на правый берег, и приостановили наступление вдоль южного берега Ладожского озера.
Войскам Кулика, которые прорвались в район Рабочего поселка №7 и Синявино, удержаться на занятых позициях не удалось.
Такие итоги не устраивали Ставку Верховного главнокомандования, и 20 октября 1941-го началась 2-я Синявинская операция.
Вместо Жукова, которого Сталин отозвал на защиту Москвы, Ленинградский фронт возглавил генерал Иван Федюнинский. 54-й армией стал командовать генерал Михаил Хозин. Однако и это наступление не привело к желаемому результату.
Немцы, имевшие со времен Первой мировой богатый опыт позиционной войны, создали вдоль озер, оврагов, рек и болот, по лесам и высотам прочные оборонительные позиции, прикрытые минами и колючей проволокой.
Все городки торфяников были превращены в опорные пункты, главным из которых стал Рабочий поселок №5. Узлы сопротивления были усилены пушечными и минометными батареями.
Представитель Ставки генерал Николай Воронов докладывал в Москву о недостатках в проведении операции:
По его мнению, артиллеристы тоже совершили немало ошибок: плохо поставлена разведка целей, отмечалось увлечение стрельбой по площадям вместо точной корректировки, слаба связь со стрелковыми подразделениями.
К декабрю 1941-го положение горожан и бойцов Ленинградского фронта сильно ухудшилось — продовольствие могло доставляться только по ледовой Дороге жизни через Ладожское озеро или самолетами.
Однако своими активными действиями ленинградцы сорвали стратегический замысел командования группы армий «Север» выйти к реке Свирь и, соединившись там с финскими войсками, полностью блокировать город.
Был освобожден город Тихвин и восстановлено сообщение на участке Тихвин — Волхов Октябрьской железной дороги, по которой к Ладоге доставлялись все необходимые грузы для Ленинграда.
«Только пни указывают место, где был лес»
Тихвинская наступательная операция, освобождение Ростова-на-Дону и поражение немецких войск под Москвой подтолкнули Ставку продолжать попытки деблокирования Северной столицы. Был создан Волховский фронт под командованием генерала Кирилла Мерецкова, чьей основной задачей стал прорыв блокады и соединение с частями Ленинградского фронта.
7 января 1942 года началась Любанская наступательная операция, в ходе которой Москва поставила перед войсками глобальные задачи: не просто прорвать блокаду, но разгромить противника восточнее Ленинграда, а также освободить Новгород. Однако действия Волховского фронта, не поддержанные фронтальным ударом Ленинградского фронта, не привели к успеху.