Войти в почту

Без России железные дороги Прибалтики ждет полный крах

Без России железные дороги Прибалтики ждет полный крах
© FBM.ru

Буквально несколько лет назад железнодорожные перевозки приносили прибалтийским странам баснословные прибыли за счет транзита грузов из Белоруссии и России. По мере ухудшения отношений со своими соседями, прибалты сами же начали рвать все транспортные узы. Результат предсказуемый – некогда доходная отрасль превратилась в глубоко убыточный актив.

Не так давно эстонское правительство приняло новые требования к государственной железнодорожной компании Operail, пишет деловая газета «Взгляд». Согласно приказу, подписанному министром экономики и инфраструктуры Рийной Сиккут, Таллин обозначил перед железнодорожниками 6 целей. Основная из них – заниматься прибыльной деятельностью. Однако как этого добиваться без российских грузов? Ведь Operail при этом поручили напрочь отказаться от деловых отношений с российскими партнерами, заменив их новыми направлениями бизнеса.

«За 2022 год объем грузоперевозок Operail сократился в два раза. Если же компания откажется от всех российских грузов, то объемы снизятся еще на 65–70%. Затраты же на поддержание дорог растут. Если распределять их на еще оставшиеся микроскопические объемы перевозок, то объем затрат станет вообще неподъемным. Фактически у оператора вообще не останется резона заниматься грузоперевозками», – предупреждает председатель правления Operail Рауль Тоомсалу.

Другой эстонский грузооператор Skinest Rail чахнет из-за санкций. В течение 2022 года компания распродала 6857 принадлежавшей ей единиц подвижного состава, предназначенных для транспортировки жидкого топлива. Ранее в цистернах перемещали нефтепродукты, в том числе по территории РФ. «В нашем парке имеется еще около тысяча цистерн для колеи 1520, которые сдаются в аренду предприятиям в странах Балтии, Украины и Казахстана. В Россию цистерны Skinest Rail больше не ходят», – констатировал член правления Skinest Grupp Сергей Яковлев.

Не лучшим образом обстоят дела и в Литве. Ранее госпредприятие «Литовские железные дороги» (Lietuvos gelezinkeliai, LTG) извещало, что за 9 месяцев текущего года оно потеряло 40% грузоперевозок. Недавно официальный представитель грузооператора Котрина Дзикарайте поведала: «Объем транспортировки с января по сентябрь резко сократился из-за санкций против Белоруссии и России после начала кризиса на Украине – сразу на 37% от всего грузооборота».

Сейчас Вильнюс возлагает большие надежды на железнодорожный проект Rail Baltica. Планируется, что магистраль европейского стандарта 1435 соединит Таллин, Ригу, Каунас (с ответвлением на Вильнюс), Варшаву и Берлин. Цена дороги – €5,8 млрд.

Но в то же время литовские деловые круги признают, что Rail Balticа в нынешних обстоятельствах проект в большей степени имиджевый. Более того, заместитель министра коммуникаций и транспорта Лорета Маскалёвене откровенно признает, что магистраль Rail Balticа – это «вопрос военной мобильности и безопасности», то есть в первую очередь предназначена для переброски войск НАТО.

Что касаемо «Латвийской железной дороги», то Риге пришлось задуматься над выделением этому госпредприятию дотации в размере €6,5 млн. Факт более чем говорящий, если учесть, что в прошлом предприятие являлось высокорентабельным и приносило государству большой доход.