Войти в почту

Красную Поляну, Петраковку и Арбузинку назовут по-казахски

Сразу три села в Акмолинской области Казахстана сменят русские названия на местные, сообщают СМИ со ссылкой на телеканал «Хабар-24». За последние несколько лет было решено переименовать более 100 из 240 населенных пунктов с «неправильными» названиями.

Красную Поляну, Петраковку и Арбузинку назовут по-казахски
© Свободная пресса

Новые наименования получат села Красная Поляна, Петраковка и Арбузинка, которые будут называться Бирлик (единство), Тумар (талисман) и Аккент (священное место). «Население единодушно поддержало инициативу», — пояснил аким Бирликского сельского округа Ансар Ибаев.

По мнению селян, сменить названия стоило давно. «Этот вопрос обсуждался, все хотели переименовать, чтобы казахские имена в селах и городах были. Этот вопрос поднимался, решался. Но теперь сдвиги есть, чувствуется. Очень приятно нам», - рассказал Магомад Умаров из Красной поляны.

Смена русских топонимов в постсоветских республиках (например, переименование в Киеве улицы разведчика, героя СССР Ивана Кудри в улицу американского сенатора Джона Маккейна) после событий на Украине воспринимается в России как предвестник грозы. Неужели и здесь полыхнет?

В ответ на радикальные заявления некоторых политиков РФ о притеснениях русских «по всему Казахстану бдительные граждане развернули охоту за людьми, которые клеят на свои автомобили знаки Z и V», пишет алматинское издание «Караван» в статье «Кто пытается рассорить Казахстан с Россией».

О масштабах кампании по смене названий напомнил главред портала «Русские в Казахстане», житель Кокчетава Илья Намовир.

- Кампания по переименованию всего и вся стартовала в Казахстане практически сразу после провозглашения независимости в 1991 году. Менялись названия районов, областей, городов, сел, улиц. Ономастический пыл дотягивался даже до географических топонимов – названий гор, рек, озер.

Города Гурьев и Шевченко превратились в Актау и Атырау, Алма-Ата стала Алматы, Семипалатинск превратился в Семей, Зыряновск стал Алтаем. Целиноград вначале переименовали в Акмолу, затем в Астану, затем в Нур-Султан.

В целом, за прошедшие 30 лет в стране было переименовано около 20 районов, городов, областей, около 1,5 тысячи населенных пунктов, около 1,4 тысячи разных объектов (учреждений образования, культуры, спорта и проч.), 85 железнодорожных станций, около 25 тысяч наименований улиц, проспектов и микрорайонов.

«СП»: - Масштабно. Получается, нынешнее переименование трех сел — капля в море...

- Останавливаться на достигнутом никто не планирует – в планах у чиновников еще сотни топонимов, требующих избавлений от «идеологически устаревших» названий.

Причем, ради достижения поставленных целей власти не чураются нарушения своих же законов, идя на прямой обман, подлог и фальсификации, как было, например, при слушаниях о переименовании в поселках Дарьинское и Переметное Зеленовского района Западно-Казахстанской области.

- Запад, американцы сформировали мировой тренд — идти по пути русофобии, - указывает политолог Аслан Рубаев. - Сейчас это хорошо оплачивается. Так, Прибалтика или Украина пошли по пути русофобии и их элиты теперь находятся на вполне приличном содержании. Это заметно даже на примере некоторых наших артистов, которые бегут из России, несмотря на то, что здесь их дела шли прекрасно. Им кажется, что это круто — когда их приласкает западный мир.

Суть тренда — отказаться от всего русского. С теми, кто будет заметнее других на этом пути, Запад и будет дружить. На них не будут накладывать санкции, они будут рукопожаты, их будут приглашать на экономические форумы в Давосе и т. д. Для таких как Токаев или, например, Алиев (президент Азербайджана — авт.) очень важно быть приобщенными к западному миру, быть признанной региональной державой.

Паритетные равноправные отношения, которые предлагает Россия, им малоинтересны. Ведь Москва всегда была внимательна к своим соседям, слушала их. К тому же они еще и хорошо зарабатывают на этих отношениях. Тот же Казахстан — член ЕАЭС, член ОДКБ и всех других проектов на постсоветском пространстве.

«СП»: - Автором идеи ЕАЭС был Назарбаев...

- Токаев заигрался в многовекторность. Поссориться с Западом ему, видимо, кажется более опасным. Хотя столь тесных экономических связей с Западом, как с Россией, РК не имеет. Вероятно, у многих в элите Казахстана, как и при Назарбаеве, на Западе есть активы, финансы, там живут семьи. Потерять своё для них намного страшнее, чем государственное. Они не заинтересованы в развитии своей страны.

Казахстан и другие постсоветские страны не понимают, что не стоит воевать с собственной историей, идти по пути декоммунизации. Ни одно из этих государств это к успеху не привело. Казахстан – продукт made in USSR. Токаев, обладающий прекрасной русской речью, владеющий английским языком, замечательно образованный интеллектуал, разбирающийся в международных отношениях, получил свои знания в Советском Союзе. И при этом он уводит свою страну от всего русского.

Вопрос: куда уводит? В сторону национального казахского государства? Но какие такие достижения продемонстрировал Казахстан миру? Пока их немного. Там нет высокого ВВП, а минувшей зимой эта страна вообще чуть не скатилась к подобию ИГИЛ*. Там проснулось огромное количество радикальных террористических ячеек, которые могли превратить РК в полигон для головорезов. Там могла случиться настоящая кровавая баня.

«СП»: - Помогли силы ОДКБ, то есть Россия...

- Похоже, не умея наладить экономику, власти пытаются «перевести стрелки» на русских. Хотя в советский период Казахстан получал огромные средства от центра и жили там прекрасно. Это известная местечковая проблема всех постсоветских элит.

Они знают, что Россия дорожит нашим общим прошлым и не поступит с ними также жестко, как, например, турки или Запад. В Москве будут говорить о конфедерации, те будут кивать в ответ, но тут же будут забывать обо всех договоренностях. Я помню, как во время визита в РФ Токаева радовались в соцсетях тому, что РК уходит, наконец, от России, мол, пора дружить с Турцией. От светской России в 19 век! О чем они думают?! Это трагедия.

Конечно, американцы, используя мягкую силу, провели в Казахстане очень большую работу. Там работают и турки, которые обустроили в РК сеть религиозных школ и вербуют молодежь, переориентируют ее на себя, и фонд Сороса, который приглашает молодых людей изучать английский язык в западных странах за счет принимающей стороны. Это работает. Чего ожидать завтра? Выхода на улицы под лозунгом «Кто не скачет, тот москаль»?

«СП»: - Может, здесь есть и недоработка Москвы?

- России очень не достает непубличной дипломатии, гуманитарных проектов. Нужно просвещать, показывать, что есть русская культура, проводить ее в Казахстан, чтобы она заражала людей (а Бердяев, Пушкин не могут не заразить). Для этого нужно строить центры, приглашать активных людей Казахстана в Россию. И кроме того, нужно подтянуть наш уровень жизни — с точки зрения экономики мы живем ужасно. Жить как в России в казахстанцы не захотят.

Прежде чем вернуть кого-то в свою сферу влияния, нужно самим определиться, кто мы и куда двигаемся. А то мы знаем, что такое американская мечта с ее «Макдональдсами», но при этом не знаем что такое русская мечта. У нас как огня боятся социалистической советской идеологии. Ведь тогда надо начать раскулачивание элит. А новой идеологии нет... Но под социалистическую идеологию Казахстан пошел бы на сближение, как и другие республики. Там часть элит ностальгируют по СССР.

Что-то уже делается в этом направлении, но слишком медленно. А значит, мы и дальше будем наблюдать переименования или попытки националистов изгнать русских. Все эти ролики в Сети. Инструментов для препятствования переименованиям у России, к сожалению, нет. Мы обвиняем Казахстан или Украину в декоммунизации, но сами пошли по пути переименований советских топонимов и отказа от собственного прошлого. Так чего же мы хотим от других?

*ИГИЛ, «Исламское государство» — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.