Войти в почту

Франция на грани поворота влево

Менее чем через месяц после своего переизбрания Эммануэль Макрон поменял главу кабинета и ряд ключевых министров правительства. На что пришедший третьим в президентской гонке крайне левый Жан-Люк Меланшон язвительно заметил, что он приветствует «своего предшественника».

Франция на грани поворота влево
© BFM.RU

Действительно, все последние опросы показывают, что созданная им коалиция уверенно лидирует среди предвыборных намерений избирателей. Какие у нее шансы стать правящим большинством и что тогда будет?

Увеличение минимальной заработной платы до 1,5 тысячи евро чистыми, уменьшение, а не увеличение пенсионного возраста, экологическое планирование и, возможно, главное — замораживание цен на товары первой необходимости. Таковы основные положения программы левой предвыборной коалиции «Новый социально-экологический народный союз» — NUPES, которую почти чудом удалось создать Меланшону 1 мая.

Чудом, так как в нее вошли, помимо его традиционных сторонников, такие часто непримиримые соперники, как социалисты, коммунисты и экологисты. И в преддверии парламентских выборов, которые пройдут 12 и 19 июня, эта коалиция стабильно лидирует в опросах общественного мнения.

Однако особенности французской избирательной системы таковы, что политологи все же считают более вероятной победу партии Макрона. Выборы во Франции чисто мажоритарные. И, поскольку во втором туре во многих округах могут оказаться крайне правые из Национального объединения Марин Ле Пен, весьма высока вероятность того, что повторится ситуация, которая сложилась на президентских выборах, когда избиратели были вынуждены голосовать за того, кто в их представлении является «меньшим злом». Но списывать со счетов то, что Жан-Люк Меланшон скоро станет премьером и будет формировать правительство, не стоит. Что будет в этом случае, предсказать очень сложно, уж больно разношерстные силы вошли в его коалицию, считает руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский:

Юрий Рубинский руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН «В принципе нельзя сказать, что это невозможно. Но по степени единства этого левого блока он вряд ли может рассчитывать на самостоятельное альтернативное большинство в будущем составе парламента. Безусловно, Меланшон — человек талантливый, яркий, но его программа вызывает сомнения не только у его противников, будь то правящий лагерь, будь то правая коалиция. Францию и не только ее ждут серьезные испытания: весь мир идет к очень серьезным трудностям в плане продовольственного обеспечения, энергетического перехода. Все это, вместе взятое, требует объединения широкого спектра политических сил».

Франция — суперпрезидентская республика, как и Россия, чья конституция в свое время была во многом скопирована с французской. Но в случае если президент и парламент относятся к разным политическим силам, возникает ситуация так называемого сожительства, когда полномочия главы государства значительно уменьшаются. Так уже случалось неоднократно. И вполне может произойти опять. А если не произойдет, существование в Национальной ассамблее мощной левой оппозиции будет сильно влиять на политику, считает журналист Международного французского радио Дмитрий Гусев:

Дмитрий Гусев журналист Международного французского радио «Объединенные левые во главе с Меланшоном, даже если они не получат большинство в парламенте, у них есть все шансы стать главной оппозиционной силой. Если они каким-то чудом все-таки получат большинство, тогда ситуация сложится действительно такая, что президенту придется назначать правительство и премьера из состава правящего парламентского большинства, тогда левые смогут проводить свою программу. Там много звучит предложений, в частности связанные с госрегулированием цен на базовые продукты, на энергоносители, на предметы первой необходимости и то, на что рост цен очень сильно бьет по карману малообеспеченных граждан. Ну и последнее предложение: минимальная зарплата — 1,5 тысячи евро».

Одним из пунктов программы предвыборной коалиции Жан-Люка Меланшона является переход от пятой к шестой республике. То есть коренное изменение написанной в прошлом веке во время алжирского кризиса под генерала Шарля де Голля конституции. И вероятный переход от президентской к парламентской форме правления.