Войти в почту

Василий Розанов: "Легенда" составляет как бы душу всего произведения, которое только группируется около нее, как вариации около своей темы…"

Розанов создал ряд очерков, рецензий, статей о произведениях русских писателей: Достоевском, Мережковском, Тургеневе, Некрасове, Толстом, Пушкине, Герцене, а также других писателях ХIХ – начала ХХ веков. Ф.М. Достоевский был одним из самых значимых писателей для В.В. Розанова . После публикации работы "Легенда о Великом инквизиторе. Опыт критического комментария" Розанов обратил на себя внимание современников. Впервые статья была напечатана в журнале "Русский вестник" № 1-4 в 1891 г., затем в 1894 г. переиздана отдельной книгой. В данной публикации автор обращается к жанру философской критики. Он рассматривает не только конкретную часть из "Братьев Карамазовых", но и творчество Достоевского в целом, а также его местоположение в литературном процессе ХIХ века. Розанов прослеживает преемственную связь Ф.М. Достоевского с Н.В. Гоголем, хотя и подчёркивает, что "Достоевский как творец -художник стоит, конечно, неизмеримо ниже Гоголя. Но муть Гоголя у него значительно проясняется, и из нее вытекли миры столь великой сложности мысли, какая и приблизительно не мерцала автору "Переписки с друзьями". В произведениях Достоевского критик выделяет особенную глубину в описании чувственных переживаний героев, оказавшихся в тяжёлых жизненных обстоятельствах. Он подчёркивает способность Достоевского изображать это особенное состояние человека на грани, у последней черты. Фото: kraevushka.livejournal.com "Легенду о Великом инквизиторе" Розанов представляет как самостоятельную часть романа. По мнению критика, в этой части сконцентрированы основные принципы мировоззрения Ивана Карамазова. Герой Достоевского отвергает мир как творенье Бога, но Розанов указывает и на то, что эта натура, колеблющаяся между светлыми и тёмными материями, подобно Раскольникову из "Преступления и наказания" или Николаю Ставрогину из "Бесов". Наиболее полно в статье раскрыт образ Алёши Карамазова. Достоевский выводит нравственно чистый образ Алёши на первый план. Старец Зосима, прототипом которого является отец Амвросий Оптинский, только благословляет на жизненный подвиг своего ученика. Автор проводит аналогию образа Алёши с Иисусом с картины Иванова. Это архетипический образ мессии, который должен пострадать за грехи людей. В "Легенде о великом инквизиторе" Розанов затрагивает и проблему изменения человеческого самосознания: "Из всех процессов, которые мы наблюдаем в природе, есть только один, в котором этот закон нарушен, – это процесс истории. Человек есть развивающееся в нем, и, следовательно, он есть цель : но это лишь в идее, в иллюзии: в действительности он есть средство, а цель – это учреждения, сложность общественных отношений, цвет наук и искусств, мощь промышленности и торговли ". В комментариях автор объясняет свою позицию на примере Германии: "введение римского права в Германии не облегчило жизнь простого населения, но существенно отяготило её". Здесь Розанов подводит к мысли о природе страдания. Человек в своём развитии всё дальше отходит от Бога, обрекая себя на страдания. В заключение писатель выделяет тему понимания Достоевским роли христианства в целом. Достоевский показывает конфликт двух мировоззрений: христианского мира и атеистического. Фото: predanie.ru Характеризуя Василия Васильевича Розанова как критика, можно отметить его особое отношение к литературному слову. Данная интерпретация романа "Братья Карамазовы" была новаторской в критической литературе. Розанов неустанно развивал своё виденье – статья "Легенда о Великом инквизиторе" имела несколько изданий при жизни автора, и в каждое издание он привносил что-то новое. В работах В.В. Розанова можно увидетьне толькопопытку дать характеристику произведению или литературному процессу, но и попытку постигнуть загадку человеческой души.

Василий Розанов: "Легенда" составляет как бы душу всего произведения, которое только группируется около нее, как вариации около своей темы…"
© Ревизор.ru