Войти в почту

«Авиатор» в «Школе современной пьесы» по прозе Евгения Водолазкина: паутина воспоминаний

«Вот бежишь ты по жизни со слабой надеждой взлететь, и все смотрят на тебя с жалостью, в лучшем случае – с непониманием. Но ты – взлетаешь, и все они с высоты кажутся точками. Не потому что в мгновение так уменьшились, а потому что план сверху...»

«Авиатор» в «Школе современной пьесы» по прозе Евгения Водолазкина: паутина воспоминаний
© Мир24

В московском театре «Школа современной пьесы» премьера спектакля по прозе Евгения Водолазкина – «Авиатор». Философию осмысления времени автора продолжает режиссер Алина Кушим. Какова роль отдельно взятого человека в истории? Для чего нам даются воспоминания? Как разобраться в себе? И можно ли найти свой путь, если не осознавать историю своей страны?

Иннокентий Платонов просыпается в 1999 году после заморозки. И пытается вспомнить свою жизнь. Оказывается, что родился он в 1990 году, был в лагере на Соловках… Зритель понимает, что происходит, не сразу, становясь свидетелем воспоминаний героя, мы как бы погружаемся в его сознание, где реальность и прошлое тесно переплетаются и становятся едва различимы.

- Приснилось что-то страшное? – Приснилось? Может, вспомнилось…

Здесь и бывшая любовь, и жестокость, и надежда. Ему предстоит адаптироваться к новой жизни, но пожить как следует, увы, так и не суждено. Да, с помощью крионики удалось сохранить тело человека, но клетки мозга, оттаяв, быстро разрушаются. Оказывается, избежать можно старости, но не смерти.

Это очень трогательная и грустная история, но вместе с тем все настолько реалистично, что даже страшно становится. И тяжело на сердце – легко в мыслях, потому что помогает зрителю не только многое прочувствовать, но и осознать.

- Почему счастье вспоминается мне не полностью? – Может быть, тогда счастье перестанет быть счастьем?

Сценография спектакля также наталкивает на мысль, что человек словно заложник времени, в котором он живет. Больничная палата похожа на небольшую клетку. И сначала все воспоминания «приходят» к нему. Затем постепенно он покидает кровать (учится заново ходить), а потом и саму больничную палату. Тогда уже память тасует его биографию как карточную колоду, постоянно подкидывая какой-то сгусток воспоминаний, который нужно не только принять, но и осознать.

Во втором действии мы видим ту же клетку, только она уже закрыта от зрителя, полностью сомкнута, герой то входит туда, то выходит. Такой же оказывается и его новая жизнь – он то входит, то выходит из прошлого, с трудом осознавая и принимая настоящее. А белая ткань на стенах напоминает паутину, которую его память плетет как паук.

«Это было бы скучно, если бы воспоминания отражали жизнь зеркально. Они делают это выборочно. Это сближает их с искусством…»

Самым тяжелым воспоминанием оказывается лагерь на Соловках. Именно здесь и герою, и зрителю предстоит собрать всю волю в кулак и пережить катарсис. Кстати, неслучайно персонажа зовут Иннокентий. Имя это означает «невинный». Невинная жертва событий, которые происходят в стране, приводят его в «ад», но и там он проявляет лишь человеческие качества. И даже готовый убить, он все-таки этого так и не сделает. И единственное спасение для измученного человека, оказавшегося на грани смерти – согласиться на эксперимент по заморозке.

Страх, боль, ужас, надежда…

«Есть что-то, что остается за пределами слов и красок…»

Постановка получилась настолько объемной и по глубине эмоций, и по содержанию. Что трудно описать словами. Но очевидно, что невозможно убежать от себя – от своих воспоминаний, невозможно жить вечно или проснувшись через много лет, вдруг обрести счастье. Каждому суждено быть частью большой истории, которую мы, наверное, не можем изменить, но можем – предупредить. Ведь от поступка каждого человека зависит будущее не только его самого, но и его близких, друзей, знакомых, а от мыслей – пожалуй, зависит еще больше!

«Я так замерз за эти годы, что мне кажется, я никогда не согреюсь…»

И это очень важно – не дать себя заморозить и в прямом, и в переносном смысле, потому что жить надо здесь и сейчас. Жить, а не проживать! И как бы плохо ни было, всему, как говорится, свое время, убежать-то не получится, как не старайся… А вот взлететь порой очень нужно, а для этого у человека всегда должны быть «крылья», которые и будут давать силы даже в самые трудные периоды жизни.

«Вот бежишь ты по жизни со слабой надеждой взлететь, и все смотрят на тебя с жалостью, в лучшем случае – с непониманием. Но ты – взлетаешь, и все они с высоты кажутся точками. Не потому что в мгновение так уменьшились, а потому что план сверху...»