Войти в почту

Миграционный кризис на белорусско-польской границе: кто виноват

В Евросоюз за год проникает от 1 до 2 млн нелегальных мигрантов. Канал проникновения в ЕС через Беларусь - относительно новый, Минск никогда ранее не сталкивался с этими проблемами.

Миграционный кризис на белорусско-польской границе: кто виноват
© Русская Планета

Об этом в интервью «Русской планете» рассказал глава комиссии белорусского парламента по международным делам Андрей Савиных.

По его словам, Беларусь не отказалась бы от компенсации за миграционный кризис по аналогии с Турцией.

Он также рассказал, что беженцы не хотят возвращаться в свои страны, и они не хотят оставаться в Беларуси. Они видят только один выход для себя – оказаться в Германии.

- Каким вы видите выход из сложившейся ситуации на белорусско-польской границе?

- Ситуация крайне сложная, поскольку проблемы на белорусско-польской границе - это часть огромного миграционного кризиса, который длится уже более десяти лет. По нашим данным, в ЕС в год проникает от 1 до 2 млн нелегальных мигрантов. Канал проникновения в ЕС через Республику Беларусь - относительно новый, мы никогда ранее не сталкивались с этими проблемами. Полагаем, что решение данного вопроса может лежать только в русле конструктивных переговоров и взаимодействия между ЕС и Республикой Беларусь, которое должно быть направлено на решение данной проблемы, создание гуманитарного коридора, принятие совместных мер по ограничению нелегальной миграции.

- Москва ранее предложила Европе выплатить компенсацию Беларуси по тому же принципу, как это было в вопросе с Турцией. Минск устроит такое предложение?

- Это предмет переговоров. Вне сомнения это шаг, на мой взгляд, в правильном направлении, потому что не мы создали этот миграционный кризис. Он был спровоцирован действиями стран коллективного Запада на Ближнем Востоке. Расходы по управлению и содержанию мигрантов - это серьезная нагрузка на республиканский бюджет, и по аналогии с другими странами, например, Турцией можно рассматривать вопрос о компенсации этих потерь.

- Литва, Польша, другие государства - Евросоюз в целом грозит перекрыть границы, санкции ввести. Все это может привести к экономическому, продовольственному кризису в Беларуси, или Минск не боится этого?

- Я согласен с тем, что Европейский союз занимает крайне неконструктивную позицию. Я не могу этого объяснить логически. Такое впечатление, что они предельно раздражены своим полным провалом организации «цветной революции» в Республике Беларусь. На это были брошены огромные средства, огромный потенциал, и в результате все их усилия провалились. Мне кажется, что конфронтационный путь - это путь в никуда, нужно садиться и договариваться, но мы убеждены, что при любом развитии событий мы сумеем выработать разумные меры взаимодействия и не допустим критической ситуации на территории нашей страны. Надо помнить об одном: страны коллективного Запада - это менее 30% мирового сообщества и мировой экономики. Мы будем взаимодействовать с нашими традиционными партнерами, Россией прежде всего, странами СНГ и странами ЕАЭС, Китаем и другими. Это, я думаю, позволит нам выйти из любого кризиса.

- Лукашенко на последнем совещании сказал, что нужно спасать детей, беременных женщин. Это понятно, это гуманно, но мигранты все равно остаются по факту на территории Беларуси. Ситуация складывается не очень выгодно. За чей счет будет происходить помощь беженцам?

- Есть понятия сострадания и оказания помощи. Мы не можем бросить детей и женщин в крайнем положении, которое угрожает их жизни. Разумеется, мы этого никогда не допустим. Понятно, что вся эта помощь в экстренных случаях будет оказываться белорусской стороной за свой счет. Тут ничего не поделаешь, раз этого требуют соображения гуманности. Другой вопрос, что люди, которые находятся на границе, не хотят возвращаться в свои страны, и они не хотят оставаться в Республике Беларусь. Они видят только один выход для себя - пересечение границы и достижение Германии. Это делает проблему, конечно, сложной.

- В самой Беларуси - я имею в виду простых граждан на улицах городов - сталкиваются ли они с проблемами от наплыва мигрантов, испытывают ли неудобства? И так в республике много проблем, а тут еще и беженцы...

- Я не думаю, что это является какой-либо проблемой. Дело в том, что мы не видим каких-либо правонарушений со стороны мигрантов. Они ведут себя законопослушно, и каких-либо социальных проблем от их пересечения нашей страны как страны транзита на пути в ЕС не создается.

- Вы сказали, что Беларусь не виновата в этом кризисе, трафик существовал давно, но страны Европы обвиняют Лукашенко в том, что он перенаправил авиаперелеты в эти страны, он занимается их доставкой и он допустил их проход к польской границе. Как это все объяснить?

- Понятно же - это обычная попытка перевести ответственность. В народе говорят: «Навести тень на плетень».

- Это понятно, но выглядит это все именно так со стороны.

- Нет, это не выглядит так. Это всего лишь голословные утверждения. Не обладает Беларусь таким влиянием в мире и такой мощью, чтобы взять и заставить курдов, афганцев, сирийцев бежать через территорию республики. Если брать объективные цифры, сравните: 2 млн человек и 2 тысячи человек. Это говорит о том, что организованные преступные группы, которые организуются и из Германии, просто увидели дополнительный маршрут. Они активно используют маршрут через Грецию, через Италию, через Испанию. Мы не знаем, какое количество людей провозится через Украину. Сейчас они увидели еще новый маршрут - Белоруссия. Это доли процента из того потока людей, которые устремляются сегодня в Западную Европу. Другой вопрос, что ЕС пытается переложить собственные ошибки миграционной политики, собственные просчеты во внешней политике на Республику Беларусь, поскольку в отношении нас сегодня развязана пропагандистская кампания, кампания экономического принуждения. Они хотят лишить нас возможности проводить независимую внешнюю политику, лишить нас возможности самостоятельно выбирать наших союзников и вступать в те политические и экономические союзы, которые мы считаем необходимыми для дальнейшего развития страны. Это форма информационной войны, это самое простое объяснение того, что происходит.