Войти в почту

о завершении политического кризиса в Пакистане

«Российский читатель может спросить: «А какое нам дело до Пакистана и ротации глав его разведки?» Отвечаю: пакистанская разведка ISI — создатель «Талибана»* и, следовательно, ключевой игрок в Афганистане и в регионе. Почти все министры нового талибского правительства выпущены в мир ISI. Именно поэтому смещение (увольнение) главы одной из самых могущественных разведок Азии — инфоповод, заслуживающий внимания аналитиков».

Политический кризис в Пакистане, о котором я писала в прошлой колонке, продлился три недели и завершился тактической победой начштаба пакистанской армии генерала Камара Джаведа Баджвы.

Вечером 26 октября 2021 года премьер-министр Пакистана Имран Хан всё-таки подписал приказ о назначении генерал-лейтенанта Надима Анджума главой ISI — пакистанской разведки, ключевого ведомства в стране и за её пределами.

Утверждение Надима Анджума означает смещение нынешнего влиятельнейшего директора ISI Фаиза Хамида.

Российский читатель может спросить: «А какое нам дело до Пакистана и ротации глав его разведки?»

Отвечаю: пакистанская разведка ISI — создатель «Талибана»* и, следовательно, ключевой игрок в Афганистане и в регионе.

Почти все министры нового талибского правительства выпущены в мир ISI, тщательно ею контролируются и курируются. Поэтому, приглашая на саммиты бородатых министров в тюрбанах, мы должны понимать, что почти все они — бывшие студенты пакистанских медресе (на пушту «талиб» и есть «студент»).

Именно поэтому смещение (увольнение) главы одной из самых могущественных разведок Азии — инфоповод, заслуживающий внимания аналитиков.

Но по порядку.

1. Чтобы понимать, кого убрали.

Фаиз Хамид занимал должность директора ISI с июня 2019 года. До того около пяти лет курировал подразделение контрразведки. Его авторству принадлежат сильные политические комбинации внутри пакистанской политики: так, именно его обвиняет в своём смещении, возбуждении уголовного дела и бегстве в Лондон бывший очень влиятельный премьер-министр Наваз Шариф и именно Фаизу приписывают победу нынешнего премьера Имрана Хана на выборах в 2018-м. С 2019-го на посту директора ISI Фаиз Хамид курировал «Талибан», и молниеносный блицкриг в августе 2021-го, когда талибы почти без боя взяли Кабул и всю страну, а президент Ашраф Гани бежал со скоростью звука, — это отчасти его личная заслуга.

4 сентября, когда талибы уже захватили страну и Пакистан с чистой совестью мог сказать #АфганистанНаш, Фаиз Хамид прибыл в Кабул в сопровождении высокопоставленной делегации из восьми подразделений пакистанской разведслужбы с набросанным планом нового правительства «Исламского эмирата Афганистан».

Фаиз Хамид разработал план создания новой разведслужбы и армии Афганистана, которую 9 сентября 2021 года он обсуждал с директором ЦРУ Уильямом Бёрнсом (для тех забавных товарищей, кто свято верил в «провал и бегство американцев из Афгана»). В помощь новым вооружённым силам афганского эмирата перешло американское вооружение, в том числе образцовая бронетехника и 73 самолёта и вертолёта.

За сотрудничество с американцами по Афганистану Фаиз Хамид нажил много влиятельных врагов — от Китая до Ирана.

О жёсткой зачистке очага сопротивления в Панджшерском ущелье я писала в прошлой колонке. В то же время ISI вела грамотную PR-кампанию по продвижению «обновлённого» и реформированного «Талибана», рядовые талибы катались на лодочках-лебедях по озеру, а спикеры и талибские министры говорили по-английски, что выпускники МГИМО, и выучили слово «инклюзивность».

Казалось бы, за такие заслуги перед Пакистаном Фаиз Хамид должен был получить государственные награды и повышение. Но как бы не так! Его стремительный рост и международное влияние стали сильно напрягать консервативный костяк высшего генералитета армии, который продвигает и курирует китайский проект CPEC в Пакистане.

Потому начальник штаба армии с июня 2021 года (по утверждению редактора пакистанского издания The Dawn и его источников) стал активно пытаться убрать Фаиза Хамида и вместо него лоббировать Надима Анджума.

2. Кого назначили.

Надим Анджум — генерал-лейтенант, в армии с 1988 года, до назначения главой разведслужбы возглавлял корпус армии в Карачи. До этого генерал Анджум командовал бригадой в округе Куррам, возглавлял пограничный корпус в Белуджистане и был комендантом командно-штабного колледжа Кветты.

На опыт в Белуджистане и Кветте стоит обратить особое внимание: это самый трудный регион в Пакистане и при этом едва ли не самый важный в аспекте сотрудничества с Китаем — именно здесь расположен порт Гвадар, жемчужина китайско-пакистанского экономического коридора, и именно здесь в последний год участились теракты и смертельные атаки на китайцев. Очевидно, что Баджва, курирующий китайское направление, хочет усилить личный контроль в этой провинции, где сосредоточена китайская активность.

Пакистанские эксперты подчёркивают, что новый глава ISI не имеет опыта работы в разведке.

Словом, это не многоопытный мощный игрок Фаиз Хамид, который усилил авторитет ISI против армии за последние два года.

Противостояние армии в лице начальника штаба генерала Камара Джаведа Баджвы и гражданской власти в лице премьер-министра Имрана Хана (плюс глава ISI Фаиз Хамид) продолжалось три недели, с 6 по 26 октября 2021 года.

Фаиз демонстративно продолжил выполнять обязанности директора, в то время как начштаба армии демонстративно появлялся в фоторепортажах с военных учений рядом со своим новым фаворитом, генералом Надимом Анджумом, показывая премьеру и текущему директору, что от своего не отступит.

Более того, назначенец Баджвы оперативно обозначился в поисковике Google и Википедии как новый директор разведки с 6 октября 2021 года.

И это при том, что в это время он даже не был утверждён в должности.

12 октября 2021-го министр информации Фавад Чаудри сообщает прессе, что «назначение нового директора будет произведено в соответствии с юридической процедурой», уведомляет прессу, что назначение директора разведывательного агентства — это прерогатива премьера.

Ещё через неделю прессе сообщается дата: назначение будет подписано до пятницы 22 октября. Ибо 23 октября, в субботу, премьер-министр Имран Хан вылетает с трёхдневным визитом в Саудовскую Аравию.

Журналисты ждут 22-го до поздней ночи. Премьер не подписывает назначение Надима Анджума.

Продолжающиеся с 20 октября акции протестов против инфляции в Равалпинди (город, где находится верховная ставка командования армии), Карачи (город, где по сей день находится начальник штаба армии генерал Надим Анджум, поставленный в неловкое положение своим марафонским назначением) и Лахоре перерастают в многотысячные людские потоки, объявляющие о марше на столицу Исламабад.

В пятницу 22 октября Лахор вспыхнул, словно кто-то кинул спичку в канистру с бензином: многотысячные толпы требовали отставки правительства, выкрикивали лозунги против Фаиза Хамида, с наступлением темноты протестующие стали совершать нападения на пункты полиции и самих полицейских (трое погибших сотрудников).

Почему Лахор вспыхнул в пятницу? Потому что именно там в этот день находился премьер-министр Имран Хан и именно в этот день истекал срок «ультиматума» по подписанию назначения нового главы ISI.

Но что вы думаете? Забыли, похоже, армейские генералы о том, что Имран Хан — профессиональный спортсмен, с 1982 по 1992 год выступавший капитаном пакистанской сборной по крикету и в том же 1992-м сделавший Пакистан мировым чемпионом по крикету — единственный раз за всю историю. (Крикет, кстати, как наследие колониальной Британии в Индии и Пакистане так и остался спортом №1, таким, например, как футбол в Бразилии.)

Потому что, вернувшись из Лахора в Исламабад поздно вечером, никакое назначение Хан не подписал, а утром в субботу как ни в чём не бывало вылетел в столицу Саудовской Аравии.

Все три дня пакистанские СМИ гудели — кто от восторга, кто от возмущения: в составе делегации премьер-министра присутствовал глава разведывательного ведомства — директор ISI Фаиз Хамид!

Очень интересно было наблюдать за пакистанским премьером в саудовском вояже: он принимал участие в религиозных ритуалах вместе с руководством Аравии, проводил встречи и болел за сборную Пакистана по крикету, наблюдая за матчем по ТВ, — абсолютно уверенно, расслабленно, не демонстрируя никакой нервозности от выведенной на улицы Пакистана оппозиции и миллионных «маршей на Исламабад».

Не реагируя ни на запугивания военным переворотом, о котором писал пакистанский сегмент Twitter, ни на угрозу отставки его правительства, о которой писали официальные СМИ, — вот что значит спортивный характер.

В то время как премьер взял на себя удар публичности и позировал перед фотокамерами, возглавляя формальные высокостатусные встречи и протоколы, глава разведслужбы ни разу не появился в публичном поле. Но зачем-то же он посещал Эр-Рияд?

Несомненно.

В день прибытия пакистанской делегации во главе с премьером в Эр-Рияде присутствовал не кто иной, как глава Центрального командования ВС США (CENTCOM) генерал Кеннет Маккензи. На King Salman Air Base он встречался с главой саудовских ВВС.

А 25 октября состоялась публичная встреча Имрана Хана с одним из ключевых игроков команды президента Байдена — спецпосланником по климату Джоном Керри. Ах да, само мероприятие, на которое прилетела пакистанская делегация из 80 с лишним человек с самым влиятельным разведчиком страны, было саммитом «Ближневосточная зелёная инициатива» и было посвящено переходу на зелёную энергетику.

Словом, как минимум с 23 по 25 октября в Эр-Рияде наблюдалась команда военных и штатских чиновников США топ-уровня, от главы CENTCOM до серого кардинала обама-байденовской команды.

Смеем предположить, что вырабатывалась стратегия по Афганистану и собственно Пакистану, раздираемому сегодня интересами США и Китая и войной между соответствующими властными группами, которую мы и наблюдаем в попытках убрать Фаиза Хамида.

Но, учитывая вовлечённость США в дела АфПака, позволю себе дать совет всем творцам драмы с отстранением главы ISI, радующимся его отстранению от дел, в том числе в Афганистане: радуйтесь, но умеренно. Ибо празднование победы может оказаться преждевременным.

Биографические источники пишут об Имране Хане как о человеке непримиримом и крайне непредсказуемом.

Да, в трёхнедельной схватке с армией он сохранил лицо, показав, что главный в стране он и решения высшего уровня без его подписи не пройдут.

Тем не менее он всё же не пошёл в лобовое столкновение на фоне угроз антиправительственных выступлений (но посмотрел на расстоянии, чего можно ожидать от своих политических противников в будущем) и согласился на трансфер, навязанный армией.

Но вот тут есть один очень деликатный момент.

28 ноября 2019 года истекал срок полномочий генерала Баджвы на посту главнокомандующего. В августе 2019-го сам премьер Имран Хан продлил срок его полномочий ещё на три года (а 26 ноября того же года Верховный суд Пакистана приостановил его решение).

Тогда «случай Баджвы» был отправлен в парламент для принятия законодательных актов, дабы отрегулировать повторные назначения и продление срока полномочий руководителей спецслужб и прочих госструктур. Не исключено, что политическая драма с назначением главы ISI и созданный этим прецедент также будут отправлены в парламент для создания законодательных актов, чётко прописывающих закон об отставке, смещении и назначении главы разведывательного ведомства страны.

В любом случае срок полномочий генерала Баджвы на посту начальника штаба армии истекает в ноябре 2022 года.

А правительство Имрана Хана в случае, если ему удастся разрулить все внутренние кризисы и решить сложнейшие экономические вызовы, имеет шансы проработать до 2023 года, новых выборов и нового главы армии.

Тот же визит в Саудовскую Аравию оказывает экстренную поддержку премьеру в дни кризиса: саудовский принц бен Сальман предоставил депозит центральному банку Пакистана в $3 млрд для приостановки инфляции и падения национальной валюты, а также $1,2 млрд для разрешения кризиса с нефтепродуктами.

26 октября 2021-го, в свой первый рабочий день по возвращении в Пакистан, премьер Имран Хан встретился с генералом Баджвой, провёл телефонный разговор с китайским лидером Си Цзиньпином, отправил в Тегеран своего министра иностранных дел Махмуда Курейши и подписал указ о назначении нового главы ISI.

И китайцы, и иранцы в этот день были неслучайны.

Обе страны очень волнует Афганистан: китайцы обеспокоены тесным сотрудничеством Фаиза Хамида с США и ЦРУ, иранцы — тем, что в правительстве талибов нет шиитов (все шиитские, то бишь иранские, кандидатуры были убраны главой ISI, и даже суннитский мулла Абдул Гани Барадар, на которого Тегеран возлагал последние надежды, был низведён до уровня вице-премьера).

Более того, я лично не исключаю, что смещение Фаиза Хамида было ультимативным как со стороны Китая (в качестве условия для продолжения финансирования CPEC и финансовых вливаний в Афганистан), так и со стороны Ирана, который хочет участвовать в разделе афганского пирога и прямо сейчас торгуется с Вашингтоном по поводу ядерной сделки.

Смотрим, что происходит синхронно: глава МИД Китая Ван И в Дохе встречается с тем самым Абдулом Гани Барадаром (компромиссным Ирану) и призывает снять с талибов санкции.

Тем же вечером 26 октября 2021-го, после месячной заминки, в Брюссель вылетает родственник и доверенное лицо Хаменеи в иранском МИД Али Багери Кани для возобновления переговоров по ядерной сделке. Али Багери Кани, к слову, — чёрная метка для генерала Фаиза. Прошлый его визит в Исламабад 5 октября 2021-го пришёлся на день совещания Баджвы в ставке армии в Равалпинди с командирами региональных корпусов, а также главами спецслужб, где и было впервые объявлено в закрытом кругу о смещении Фаиза Хамида.

В завершение (хотя протестный марш на Исламабад оппозиция не отменила и в переговоры с ней уже вступил министр МВД) отмечу: до 19 ноября 2021 года директор ISI по-прежнему Фаиз Хамид.

И как с иронией написал один из пакистанских аналитиков, «у Фаиза Хамида ровно 25 дней, чтобы решить 42-летние проблемы «Талибана». (Ну или организовать что-то интересное.) А потом уйти в тень — в штаб армии в Пешаваре, пуштунской столице Пакистана, куда сослал его Баджва.

Поэтому пакистанский армейский генералитет, лоббирующий партнёрство с Китаем и сотрудничество с Хаменеи, сегодня будет праздновать свою победу: из Афганистана выжат сильный игрок, держащий в своих руках нити талибского маппет-шоу.

Но, сдаётся нам, это совсем не конец игры. Поэтому пожелаю герою этой колонки вернуться со щитом, а не на щите.

* «Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.