Войти в почту

Топ-пять капризов погоды, изменивших ход мировой истории

Не счесть на планете людей, которым случалось забыть дома зонтик, попасть посередь дня под дождь, простудиться и пропустить какое-нибудь важное событие в собственной жизни. Но иногда такие же фокусы природа проделывает с целыми народами. Издание «Слово и Дело» представляет подборку из пяти исторических эпизодов, когда внезапные климатические изменения оказывали существенное влияние на ход истории.

Топ-пять капризов погоды, изменивших ход мировой истории
© Слово и Дело

Непобедимая армада

В 1588 году Испания отправила около 130 кораблей для вторжения в Англию. Флот получил пафосное имя «Непобедимая армада» и мог коренным образом изменить мировую историю. На тот момент великая морская держава Великобритания еще не была таковой, и могла ей никогда не стать, если бы не вмешалась погода.

Испанская армада вышла из Лиссабона 29 мая, но на пути к Туманному Альбиону ее накрыл шторм. В результате флот на два месяца застрял в порту Ла-Корунья на северо-западе Испании для починки потрепанных судов и пополнения запасов провизии. Эта передышка дала англичанам возможность собраться с силами, и когда испанские корабли достигли цели путешествия, их поджидал приблизительно равный по численности флот.

Именно победа в сражении с «Непобедимой армадой» стало началом морского владычества Британии. Сейчас некогда богатейшая, владевшая обширными колониями Испания является не самой передовой страной Евросоюза. А одной из ключевых причин этого стал каприз погоды, произошедший более 400 лет назад.

Независимость США

Сложно представить мировую историю последних 250 лет без такого государства как Соединенные Штаты Америки. Однако в конце августа 1776 года судьба страны висела буквально на волоске, и только вмешательство погоды позволило будущей сверхдержаве закрепиться на карте.

Во время войны за независимость в битве при Лонг-Айленде Джордж Вашингтон совершил тактическую ошибку. Он неверно оценил силы противника и разделил свою армию на две группы. Командовавший силами британцев Уильям Хоу заставил солдат взбунтовавшейся колонии отступить, однако из-за густого тумана не смог полностью окружить их.

В противном случае будущий первый президент США мог оказаться в плену у англичан с закономерным печальным итогом. С бунтовщиками королевские власти никогда не церемонились, и вряд ли офицерский статус Вашингтона мог бы спасти его от неминуемого наказания.

Гибель Гинденбурга

На заре воздухоплавания самолеты были тяжелыми и неуклюжими машинами с низкой грузоподъемностью. Это позволяло дирижаблям с успехом конкурировать за рынок воздушных перевозок.

Все изменилось 6 мая 1937 года. В этот день на аэродроме Лейкхерст в американском штате Нью-Джерси должен был приземлиться немецкий дирижабль «Гинденбург». Дневные грозы помешали ему вовремя прибыть к месту назначения. А когда к половине седьмого вечера наполненный водородом газовый гигант стал приближаться к причальной мачте, начался пожар, полностью уничтоживший воздушное судно.

Причиной катастрофы названа утечка водорода из разорванного лопнувшим в результате непогоды тросом. Скопившееся на оболочке дирижабля статическое электричество, возникшее в грозовом воздухе, воспламенило горючий газ. Хватило минуты, чтобы 245-метровая сигара полностью выгорела и упала на землю.

В огне погибли 36 человек. Однако прилет немецкого чуда техники широко освещался в СМИ. Поэтому на поле оказалось достаточно фотографов и операторов, чтобы посекундно заснять катастрофу. Это вызвало в обществе сильнейшую дирижаблефобию и поставило крест на дальнейшей судьбе этого вида транспорта.

Дюнкерк

Эвакуация английских войск из-под французского города Дюнкерк во время Второй мировой войны грозила обернуться масштабным поражением Великобритании.

В мае 1940 года немецкие части прижали к морю британский экспедиционный корпус вместе с французскими и бельгийскими дивизиями. Кабинет Черчилля принял решение об эвакуации заблокированных войск морским путем, однако силы флота оказались недостаточны. К операции привлекли все, что могло перевозить солдат, включая реквизированные частные маломерные суда. К чести британцев следует отметить, что многие судовладельцы сами выходили в море, чтобы прийти на выручку армии, но и этого порыва оказалось недостаточно.

Бельгийский король Леопольд III 28 мая 1940 года подписал приказ о капитуляции, после чего положение британцев под Дюнкерком стало просто катастрофическим. Но внезапно выручила погода. Низкая облачность помешала немецким пикирующим бомбардировщикам сорвать эвакуацию.

Благодаря этому Британия сохранила значительную часть экспедиционного корпуса (правда, без снаряжения) и получила возможность продолжать борьбу с Гитлером. Более того, спешное бегство английская пропаганда превратила в блистательный подвиг, чем подняла боевой дух населения.

Операция «Орлиный коготь»

В 1980 году Соединенные Штаты предприняли операцию по спасению 53 захваченных в плен сотрудников посольства США в Иране. Приказ отдавал лично глава государства Джимми Картер.

Согласно плану, спецназ из отряда «Дельта» должен был занять заброшенный аэропорт неподалеку от Тегерана, добраться до заложников и эвакуировать их на захваченную ранее воздушную гавань. Однако во время полета вертолеты попали в песчаную бурю, в результате которой один из них заблудился, еще один получил повреждения гидравлики и до точки высадки дотянул, но обратно вылететь не смог.

Правда, параллельно со стихией на успех операции повлияла ошибка разведки, благодаря которой иранцы практически сразу узнали о происходящем. Миссия закончилась полным провалом. Восемь американских военнослужащих погибли.

Главным следствием провала стало поражение Джимми Картера на выборах. После этого скандала его рейтинг сильно пошатнулся, и у руля США оказался Рональд Рейган. Новый президент начал раздувать военные расходы и заложил основы неконтролируемого роста госдолга Соединенных Штатов. В значительной мере это обусловило текущие проблемы с экономикой США, эффект от которых еще предстоит ощутить всей планете.

Следует отметить, что природа часто выступает крайней, когда отдельные люди пытаются скрыть собственную некомпетентность. К примеру, знаменитый «Генерал мороз», якобы виновный в поражениях напавших на Россию Наполеона и Гитлера, является скорее способом переложить на стихию провалы стратегического планирования. Однако в земной истории есть еще немало случаев, когда погода становилась решающим фактором в событиях, повлиявших на все человечество.