Войти в почту

Президент США или Конгресс: кому начинать войну?

Крупные кризисы зачастую обращают американцев к рассуждениям на большие темы. Уход США из Афганистана стал для некоторых возможностью снова поспорить о том, кто должен иметь полномочия для начала войны. Историк и аналитик Фонда Карнеги Стивен Вертхайм (Stephen Wertheim) предлагает положить конец «имперскому президентству» и вернуть полномочия о начале военных действий в руки Конгресса:

Президент США или Конгресс: кому начинать войну?
© Kadara.ru

«В последние годы Соединенные Штаты применяли силу на земле или наносили удары с воздуха, по меньшей мере, в девяти странах – в Афганистане, Ираке, Кении, Ливии, Мали, Пакистане, Сомали, Сирии и Йемене. Эти войны продолжаются отчасти потому, что их ведет один человек. Конгресс отрекся от своей конституционной обязанности определять, должна ли Америка сражаться, где и с кем».

Возвращение таких полномочий под крыло Конгресса может звучать революционно, однако, как отмечает автор, революцией стал именно отказ Конгресса от данной функции. По мнению 4-го президента США Джеймса Мэдисона, именно Конгрессу должно принадлежать право на объявление войны, т.к. исполнительная власть была «ветвью власти, наиболее заинтересованной в войне и наиболее склонной к ней».

Вертхайм также приводит пример движения к еще большей «демократизации» данного процесса.

«После Первой мировой войны представитель штата Индиана Луис Ладлоу (Louis Ludlow) хотел передать военные полномочия непосредственно в руки народа. Он предложил радикальную конституционную поправку, которая потребовала бы, чтобы вся страна проголосовала за объявление войны или нет. В течение многих лет более 70 процентов общественности поддерживали эту меру, но Палата представителей отклонила ее с небольшим отрывом в 1938 году».

Конгресс объявил войну после нападения на Перл Харбор (Сенат единогласно проголосовал за резолюцию 82-0. Палата представителей приняла резолюцию 388 голосами против 1). Вертхайм полагает, что «Конгрессу необходимо принять новые стандарты, опираясь на старые. Еще тогда, когда Конгресс официально объявил войну, как он делал 11 раз в истории, он назвал страны, против которых он начинал военные действия… Чтобы распространить эти войны на новых противников, Конгрессу потребовалось бы издать еще одну декларацию».

В AUMF’01 такая конкретика отсутствовала. Конгресс, настаивает Вертхайм должен указывать не только противника, но и военную цель кампании, а также географические пределы конфликта. После истечения отведенного срока на ведение боевых действий Конгресс должен будет либо вновь объявить войну, либо закончить ее.

Этим летом три сенатора (Крис Мерфи (Chris Murphy), Майк Ли (Mike Lee), Берни Сандерс (Bernie Sanders)) предложили National Security Powers Act, который «будет жестко определять новые вмешательства, отменять разрешения через два года и автоматически отменять незаконные кампании».

Вертхайм полагает, что делегирование данных полномочий Конгрессу «могло бы повысить вероятность положительных результатов». Но это предложение звучит красиво лишь на бумаге. В реальности же Конгресс пронизан специальными интересами, которые могли бы оказывать значительное влияние на принятие решения о начале войны.

Более того, как отмечает исследовательская служба Конгресса, официальное объявление войны приводит в действие большое количество внутренних законов (включая предоставление президенту прямых полномочий по контролю предприятий и транспортных систем в рамках военных действий; возможность задерживать иностранных граждан; право осуществлять шпионаж без каких-либо внутренних ордеров; право использовать природные ресурсы на государственных землях). В то время как AUMF к таким последствиям не приводит.