Войти в почту

«Молодая Гвардия» подмосковной Вереи

Еще до оккупации Краснодона на Донбассе в Московской области против оккупантов действовала своя «Молодая Гвардия». Четверо школьников и один красноармеец, как могли, боролись с незваным врагом.

«Молодая Гвардия» подмосковной Вереи
© Вести Подмосковья

Николай Нечаев, Николай Конов, Борис Захаров и Константин Раков были друзьями. Как и все их ровесники того времени, они жаждали борьбы с врагом. Начало осени ребята провели на работах по обустройству Можайской линии обороны. Но немцы ее прорвали и 17 октября 1941 году в родную Верею вошли оккупанты. Коля Нечаев был радиолюбителем и обладателем редкостью по тому времени — шестилампового радиоприемника. Зная об этом, в райкоме комсомола перед отступлением наших войск Николаю поставили задачу — слушать сообщения Москвы о положении на фронтах и рассказывать правду верейцам. Это поручение вдохновило Николая и его друзей.

Фашисты установили в городе жесткий оккупационный режим прифронтового города. Тут и там висели распоряжения новой власти: «Предлагается всем молодым мужчинам пройти регистрацию в комендатуре», «Запрещается иметь какое -либо оружие, включая охотничьи ружья», «Запрещается свободное передвижение по городу», «Запрещается слушать радиопередачи и иметь радиоаппаратуру»...

Ребята решили обеспечить себя оружием и отправились на берег реки Ратовки около города, где несколько дней назад был ожесточенный бой. Удалось найти несколько винтовок и немного патронов к ним, но в основном комсомольцам пришлось хоронить наших бойцов, оставшихся лежать в траншеях. Оружие спрятали в куче битого кирпича в одном из сараев кирпичного завода. 

В город немцы сводили наших плененных красноармейцев. В небольшие концлагеря были превращены храмы и подвалы каменных зданий. Подпольщики задумали акцию по освобождению военнопленных. Выбрали одну из церквей, где они содержались и тщательно изучили систему охраны. Действовали в обеденное время, когда на посту оставался только один часовой. Удалось сделать оттиск с замка и подобрать ключ. В один из дней удалось освободить 13 красноармейцев. Юные верейцы пояснили им, как лучше уйти в лес и добраться до линии фронта. 

Однажды немцы на свою голову согнали молодежь таскать из машин ящики с оружием и патронами на второй этаж здания бывшего интерната. Пользуясь этой возможностью, ребята умыкнули ящик с пистолетами, а карманы полностью набили патронами. Спрятали добычу вместе с винтовками с поля боя. 

А вот с радиоприемником Николая вышла незадача. Как назло, он не хотел работать. У старой аппаратуры вышли из строя несколько деталей. Но задание надо было выполнять. Тогда комсомольцы решились похитить нужное на складе радиоаппаратуры. Таковым был сарай возле здания жандармерии, куда немцы складировали изъятые приемники у населения. Проникнуть незамеченными в сарай можно было только через маленькое окно и тогда к операции были привлечены младшие братья молодогвардейцев, отлично справившиеся с заданием. Вскоре радиоприемник заработал... Так в Верее узнали, что Москва вовсе не захвачена немцами. Совсем недалеко идут кровопролитные бои. Новости растекались по всему городу. В дом к Нечаевым верейцы приходили слушать последние новости с фронтов. 

Вскоре ребята познакомились с двоюродным братом Бори Захарова — 26-летним Владимиром Скворцовым. Он уже воевал, попал в окружение и добрался до Вереи. Вместе решили еще активнее бороться с немцами и искать связь с партизанами. 

Декабрь был снежным и морозным. На дорогах постоянно застревали сотни единиц немецкого транспорта. С помощью пассатижей и кусачек комсомольцы рвали во вражеских машинах все, что могли, выводя их из строя. 

После того, как весь город облетела новость о начале нашего наступления, немцы уже знали, что в городе есть подпольный радиоприемник. Увы, среди тех, кто слушал радио у Нечаевых дома, нашелся и предатель - молодая женщина. Немцы нагрянули внезапно и в час, когда у Николая были все участники группы. Нашли немцы и радиоприемник. После нескольких дней допросов и пыток всех пятерых расстреляли. В ночь на 19 января наши войска освободили Верею и молодогвардейцев перезахоронили в центре города в братской могиле. Все погибшие подпольщики были посмертно награждены медалью «За отвагу». 

3 марта 1967 года Московская область была награждена третьим орденом Ленина. В докладе к награждению среди прочего говорилось: «Навсегда останутся в памяти народной стойкость и беззаветная преданность Родине молодогвардейцев г. Вереи Н.Нечаева, В.Скворцова, К. Ракова, Б. Захарова, Н. Конова».

Боролись с захватчиками и другие верейские пионеры и комсомольцы. 12-летний Николай Богданов и 10-летний Виктор Фомичев регулярно приносили продукты в концлагеря нашим солдатам. 16-летний Николай Евменов воевал в местном партизанском отряде. Секретарь местного райкома комсомола Клавдия Птушкина 22 раза перешла линию фронта, доставляя ценные сведения о расположении вражеских войск...