Войти в почту

Как сталинградцы встретили 22 июня 1941 года

Воскресный день 22 июня 1941 года в Сталинграде выдался солнечным и жарким. «Макушка лета»! Никто и не думал, что этот обычный летний выходной станет исторической гранью, разделившей жизнь не только нашей страны, но и всего мира...

Как сталинградцы встретили 22 июня 1941 года
© Волгоградская правда

Только в полдень сталинградцы из важного правительственного сообщения узнали о нападении фашисткой Германии на Советский Союз, о начале Великой Отечественной войны. По радио выступил народный комиссар иностранных дел СССР, заместитель председателя Совнаркома СССР, член Политбюро ЦК ВКП(б) Вячеслав Михайлович Молотов.

Вскоре на предприятиях города с непрерывном циклом производства прошли митинги трудящихся, а в Сталинградском педагогическом институте – преподавателей и студентов.

22 июня, в 13 часов, в стране была объявлена мобилизация военнообязанных 1905-1918 годов рождения. Тысячи сталинградцев явились в военные комиссариаты с требованием немедленно отправить их на фронт.

Между тем, в Сталинграде вечером 22 июня еще работали театры и кинотеатры, на арене цирка было дано представление. Никто в Сталинграде в тот роковой день не знал, в какое пекло попали их родные и близкие в самые первые даже не часы, а минуты начавшейся войны.

В 1940 году в Сталинграде из жителей Сталинградской и соседних областей сформировали 129-ю стрелковую дивизию. Чуть позже 297-й отдельный саперный батальон был выведен из состава этой дивизии и направлен в Прибалтику, на строительство долговременных укреплений так называемой «Линии Молотова». Весь 297-й саперный батальон погиб в первые часы войны – личный состав, по некоторым свидетельствам, не имел даже стрелкового оружия...

Незадолго до смерти волгоградский писатель, поэт и журналист Александр Полануер напечатал в журнале «Отчий край» большой очерк о сталинградцах – защитниках Брестской крепости. Ему одному из первых удалось не только найти имена почти двухсот человек, служивших накануне войны в подразделениях и частях, дислоцированных в Брестской крепости, но и лично встретиться с некоторыми ветеранами.

В Брестской цитадели накануне войны дислоцировались подразделения 17-го Краснознамённого Брестского пограничного отряда, 6-й Орловской и 42-й стрелковых дивизий,132-й конвойного батальона войск НКВД. Этот батальон, к примеру, по некоторым данным, на треть состоял из солдат и сержантов, призванных из Сталинградской области. Именно на стене казармы, которую занимал 132-й конвойный батальон, была сделана надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!».

129-я стрелковая дивизия располагалась в Сталинграде в военном городке, называемом «Красные казармы».

Весной 1941 года ее укомплектовали приписным составом до штатов военного времени, а за три недели до начала войны, под видом масштабных учений в составе 19-й армии, перебросили на Украину. Армией командовал генерал-лейтенант Иван Конев (будущий маршал и дважды Герой Советского Союза), а в то время еще и командующий войсками Северо-Кавказского военного округа. Начав в июле бои с немцами, дивизия к началу сентября практически потеряла свой личный состав, призванный из Сталинграда и области. В ноябре 1941 года дивизия официально была расформирована. Судьбы многих сталинградцев из 129-й стрелковой дивизии не известны.