Войти в почту

Межпалестинский раскол. Куда ведет очередная отмена выборов

Чуда в Палестине не произошло. Выборы, которых ждут уже 15 лет, вопреки всем планам, графикам и договоренностям, вновь отложены на неопределенный срок. Официальная причина — невозможность участия в них жителей оккупированного Восточного Иерусалима. Другая причина, о которой не говорят открыто, кроется в политическом раскладе сил внутри руководящего на Западном берегу движении ФАТХ. 86-летний глава ФАТХ и президент Государства Палестина Махмуд Аббас всерьез опасается, что он и его ближайшие соратники грядущие выборы проиграют, а этого уставший от власти, но не желающий потерять ее политик допустить не может.

Межпалестинский раскол. Куда ведет очередная отмена выборов
© ТАСС

Нелегитимная легитимность

Выборы на палестинских территориях не проводились с 2006 года, хотя формально и президентский мандат, и полномочия депутатов Палестинского законодательного совета (ПЗС, однопалатного парламента) уже давно истекли. Парламент был избран на четыре года, в конце 2009-го его мандат был продлен Центральным советом Организации освобождения Палестины (ООП) до проведения новых выборов, которые так и не состоялись с тех пор. Парламентские выборы 2006 года, на которых победили сторонники движения ХАМАС, положили начало межпалестинскому расколу. В 2007 году это привело к тому, что хамасовцы после вооруженного переворота захватили власть в секторе Газа. С тех пор Палестина разделена на две части — контролируемый ХАМАС прибрежный анклав и Западный берег во главе с ФАТХ и Аббасом.

При этом в мае 2014 года после успешных межпалестинских переговоров было приведено к присяге палестинское правительство национального согласия под руководством Рами Хамдаллы, главной задачей которого стала подготовка президентских и парламентских выборов. Позднее из-за вновь возникших разногласий между двумя движениями оно так и не смогло приступить к работе в Газе в полном объеме, а окончательное примирение между фракциями вновь оказалось призрачным.

В январе 2019 года Хамдалла вместе с членами своего правительства подал в отставку. Через три месяца Аббас назначил премьером члена Центрального комитета движения ФАТХ и своего ближайшего соратника Махмуда Штайе. В ХАМАС его не признали, заявив, что исполнительный орган в таком составе только усугубляет раскол.

Аббас возглавил Палестинскую национальную администрацию в 2005 году после смерти Ясира Арафата. Президентские выборы в автономии прошли в 2008 году, он получил полномочия на четыре года, но из-за постоянных разногласий между палестинскими фракциями последующие выборы не состоялись.

В конечном итоге после многих лет разобщенности палестинские фракции осознали, что единственной их силой может стать сплоченность и единая политическая стратегия. Поспособствовало этому, на мой взгляд, политика Израиля по расширению еврейских поселений за счет палестинских территорий; обнародование в начале 2020 года администрацией Дональда Трампа плана по палестино-израильскому урегулированию, который, по сути, составлен в интересах Израиля и значительно ущемляет права палестинцев.

Более того, американская администрация, пытаясь продавить палестинцев на "сделку века" (план Белого дома по ближневосточному урегулированию, а не за счет международных договоренностей с участием ЕС, ООН и России), задействовала финансовые рычаги — в условиях и без того тяжелого экономического положения палестинцев, а также начавшейся пандемии COVID-19 стала один за другим "отключать" финансовую поддержку автономии. В первую очередь Штаты отказались платить взносы в Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). После оглашения "сделки века" палестинцы, несмотря на декларированную поддержку Лиги арабских государств и ряда других стран и организаций, остались в одиночестве наедине со своими проблемами, а Аббас в той ситуации походил на Дон Кихота, который пытается в одиночку бороться с ветряными мельницами.

Думаю, вот тогда и пришло противоборствующим фракциям четкое осознание, что, кроме себя самих, положиться им не на кого. Но для этого ФАТХ и ХАМАС должны не просто примириться, но сплотиться и действовать только сообща. А здесь уже никак нельзя было обойтись без выборов, ибо сложившийся за минувшее десятилетие статус-кво уже не работает, ситуация давно требовала изменений.

Поворотный момент

15 января этого года Аббас назначил даты проведения всеобщих выборов в Палестине. 22 мая должны были состояться парламентские выборы, 31 июля — президентские. Успешное проведение выборов депутатов ПЗС призвано было стать первым пунктом по формированию Национального совета Палестины, который считается высшим органом ООП. В его состав входят 740 человек, представляющих как палестинцев в изгнании, так и население автономных районов. Формирование совета должно было завершиться к 31 августа в соответствии с базовым уставом ООП и межпалестинскими договоренностями.

После этого в Каире при посредничестве египтян прошли два раунда переговоров между фракциями, в ходе которых обсуждались детали будущей избирательной кампании и грядущее голосование, а также необходимость подведения под этот процесс законодательной базы. Аббас позднее подписал указ о формировании суда по избирательным делам, а также декрет об усилении гражданских свобод и указ об освобождении всех "узников совести". Документ также предусматривает свободу проведения собраний и митингов, запрет на задержания, аресты, судебные преследования или привлечение к ответственности за политические убеждения. Кроме того, в законе прописывается положение о функциях полиции на выборах.

Таким образом, правовая база была успешно подведена под выборы, чего добивались различные палестинские фракции. И избирательная кампания уже началась, когда пошли активные слухи, главным образом через израильские СМИ, что выборы все же будут отложены.

Что стоит за отменой выборов?

Портал Axios со ссылкой на израильские и палестинские источники сообщил в середине апреля, что палестинский лидер и его соратники по движению ФАТХ весьма обеспокоены возможностью проиграть выборы. Соответственно, противоборствующее движение ХАМАС только укрепит на них свои позиции. В этой связи портал и пришел к выводу, что выборы, скорей всего, будут отложены. Палестинские власти немедленно опровергли эти слухи: голосование откладывать не планируется, правительство придерживается взятых на себя обязательств по их организации и проведению на всех палестинских территориях в соответствии с графиком, объявленным президентом Аббасом.

Однако уже через несколько дней риторика изменилась — политики заявили, что выборы в Палестине состоятся, если Израиль одобрит голосование в Восточном Иерусалиме. Кульминационный момент наступил 30 апреля, когда Аббас по итогам встречи палестинских фракций в Рамалле ожидаемо и при этом неожиданно все же объявил об отсрочке. "Выборы должны охватывать все палестинские территории, включая Иерусалим, поэтому они откладываются, пока не будет гарантирована организация там голосования, — сказал он. — Встречи по прекращению [межпалестинского] раскола продолжатся, мы будем работать над формированием правительства национального единства, которое будет придерживаться всех международных решений".

По его словам, выборы в Восточном Иерусалиме — "это не технический вопрос, а политический вопрос первостепенной важности". "С 2007 года идет работа по восстановлению национального единства на Западном берегу, в секторе Газа и Восточном Иерусалиме, и к этому было приложено много усилий, — отметил он. — Все фракции единогласно согласились провести парламентские и президентские выборы, а также выборы в Национальный совет. Мы провели для этого огромную работу, в том числе в Стамбуле и Каире, и нас все поддержали, в том числе США, ЕС".

Однако, как подчеркнул Аббас, палестинские власти "три месяца ждали ответа от Израиля, но в конечном итоге через представителей ЕС им передали сообщение из Израиля, что ответ по Иерусалиму не может быть получен ввиду отсутствия правительства, которое уполномочено решать этот вопрос".

К моменту отмены выборов свое желание принять в них участие юридически оформили в избиркоме 1 389 кандидатов, в том числе 405 женщин, которые планировали баллотироваться по 36 спискам: семь из них были партийными, остальные 29 — независимые кандидаты.

Как считают региональные наблюдатели, с которыми мне удалось пообщаться, отмена выборов, вне всяких сомнений, только усугубит межпалестинский раскол. Для ХАМАС, которое много лет находится в изоляции, выборы были принципиальным моментом, чтобы переломить эту ситуацию. Хамасовцы категорически не поддержали и с самого начала всячески препятствовали идее отмены или даже переноса голосования.

Отмена, убеждены политологи, играет на руку только ФАТХ, которое, изучив опросы общественного мнения, четко поняло для себя ничтожность шансов победить на выборах. Однако давно уставший от властного бремени Аббас с набором болячек (которые гонят его на регулярное медицинское обследование за границу) в свои 86 лет боится расстаться с властью, дающей хорошую финансовую подпитку.

Выходит, что в случае выборов в Палестине сложится принципиально новая политическая конфигурация, целый класс палестинских миллионеров окажется не у дел, а в политику придет новое поколение функционеров, в том числе бывшие соратники, а ныне соперники Аббаса: Марван Баргути, проживающий в ОАЭ бывший лидер ФАТХ на Западном берегу, и дипломат и племянник Ясира Арафата Насер аль-Кидва. Обоих прочили на пост президента Палестины. В этом же контексте упоминается и Мухаммед Дахлан, возглавлявший в свое время службу превентивной безопасности в Газе.

Поэтому, не сомневается обозреватель The Middle East Monitor, условный запрет Израиля по поводу проведения голосования в Восточном Иерусалиме (что было ожидаемо с самого начала, учитывая постоянную ограничительную политику Израиля в отношении иерусалимских палестинцев) стал лишь формальным поводом для Аббаса, "своего рода фиговым листочком, которым он прикрылся, чтобы без потерь выйти из игры". И последствия от отмены выборов для ФАТХ будут куда более плачевными, нежели если бы они все-таки решились их провести. Ведь не секрет, что даже внутри ФАТХ многие были против отсрочки голосования, так как намеревались баллотироваться на президентских выборах, в их числе Джибриль Раджуб, коллега Мухаммеда Дахлана с Западного берега, Хусейн аш-Шейх и Маджид Фарадж.

А что Израиль?

Израиль, который, как ночного кошмара, боится повторения победы ХАМАС, с самого начала выступал против выборов. Когда Аббас направил властям еврейского государства запрос на разрешение 6 300 проживающим в Восточном Иерусалиме палестинцам проголосовать в почтовых отделениях, как это было ранее, он остался без ответа. Официально в Израиле сейчас действительно нет правительства, которое уполномочено принимать такие решение и отвечать на запрос.

Но, с другой стороны, считают региональные комментаторы, Израиль будет очень внимательно следить за происходящим на палестинских территориях, прогнозируя, чем может обернуться решение Аббаса отложить выборы. То, что вновь нарастающий раскол между ФАТХ и ХАМАС угрожает безопасности Израиля, там почти не сомневаются. Но к каким именно последствиям это может привести, учитывая уже пошатнувшийся авторитет ФАТХ в Палестине и за рубежом, достоверно сказать пока сложно. Нашлись даже те, кто заговорил о потенциальной "арабской весне" в Палестине. Впрочем, не стоит забывать, что отмена выборов была на руку не только Израилю, но и США, которые причисляют ХАМАС к террористической организации (а шансы на их победу в выборах велики), и Аббас своим решением вольно или невольно воплотил их желание в жизнь.

В любом случае напряженности и конфронтации в Палестине в ближайшие месяцы, считают политологи, вряд ли удастся избежать.