Войти в почту

Турция планирует вести диалог со всеми партнерами, используя только дипломатию

Глава парламента Турции Мевлют Чавушоглу в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung заверил: «Мы справимся!». 

Турция планирует вести диалог со всеми партнерами, используя только дипломатию
© Kadara.ru

Ангела Меркель хочет укрепить отношения с «позитивной повесткой дня». Что должно быть в такой повестке?

Шесть лет назад канцлер Меркель произнесла знаменитые слова: «Мы можем это сделать!» Это девиз того, чего мы хотим достичь в германо-турецких отношениях. Во главе угла должны быть торгово-экономические отношения. Ожидается, что наш торговый оборот превысит 40 млрд долларов. Мы не видим причин, по которым он не должен достигнуть 100 млрд. В этом году мы отмечаем 60 лет Соглашения о найме между нашими странами. Сегодня турецкая община в Германии является важным строителем мостов, которые прочно связывают наши народы друг с другом. Турецкая община вносит большой вклад в Германию во многих сферах жизни. Самый последний пример: Угур Сахин и Озлем Тюречи, основатели BioNTech.

Какие вопросы обсудите?

Мы должны объединить усилия, чтобы противостоять вызовам, создаваемым пандемией. Организованные нами в прошлом году меры по обеспечению безопасности путешествий и туризма — хороший тому пример. Мы хотим это повторить. Мы говорим о Кипре, будет переходный период в Ливии и Афганистане, Германия является важным партнером по этим вопросам. В борьбе с терроризмом у нас есть эффективные механизмы. Но мы ожидаем большего от наших немецких друзей.

Соглашение о беженцах: есть ли динамика?

Миграционное сотрудничество — важный аспект декларации от 18 марта 2016 года, это не просто миграционная сделка. Декларация сочетает в себе усиление сотрудничества между Турцией и ЕС в области миграции с конкретными обещаниями Турции. К ним относятся ускорение переговоров о присоединении, модернизация Таможенного союза, либерализация визового режима. Турция выполнила свои обязательства по миграции. С 2015 года нелегальная миграция в ЕС через Эгейское море сократилась на 92%. Тем не менее, не было прогресса в том, что ЕС обещал Турции. ЕС и государства-члены, похоже, сосредотачиваются только на приверженности Турции сдерживанию нелегальной миграции. ЕС не активировал систему добровольного гуманитарного приема сирийцев.

Вы приближаетесь к дипломатическому решению с Грецией?

Дипломатия — единственный способ решить двусторонние морские проблемы. Именно Греция избегает переговоров. Все проблемы можно решить при наличии политической воли.

Россия может оказать давление на Турцию, направив своих представителей в Сирии и Ливии против Турции или введя санкции. Как вы собираетесь выдержать давление Москвы?

Мы пытаемся установить рабочие отношения с Россией. Россия является основным игроком в некоторых региональных вопросах. Добиться положительных результатов не всегда легко, но возможно. Это не означает, что мы придерживаемся одного мнения по всем вопросам. Но мы умеем говорить открыто. Важно, чтобы каналы диалога оставались открытыми. Мы должны защищать наши национальные интересы, и мы не можем ставить под угрозу нашу безопасность. Россия это понимает. Мы сотрудничаем с Россией, когда это возможно, но при необходимости стоим твердо. Наш диалог с Россией должен способствовать региональной и международной стабильности. Сирия тому пример. Очевидно, что у нас разные мнения, но мы нашли способы работать вместе. Пример — создание Конституционного комитета.

«Софагейт» по-прежнему остается горячей темой в Европе. Что пошло не так на встрече лидеров ЕС с президентом Эрдоганом?

Инцидент возник исключительно из-за внутренних политических ссор и соперничества в ЕС. Встречи между подготовительными протокольными группами являются важной частью любого государственного визита. Накануне визита Турция выполнила все пожелания делегации ЕС. Несмотря на наши неоднократные напоминания, представители протокольного отдела Комиссии ЕС не приехали в Турцию. Если бы в Комиссии был президент-мужчина, правила протокола были бы точно такими же, поскольку ЕС прямо сказала их. Прискорбно, что внутренние проблемы ЕС омрачили этот визит.