Войти в почту

Реформы Гайдара останутся в истории образцом ошибок теоретиков

Правительство Гайдара не ставило интересы населения на первое место, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук Валерий Масленников.

Реформы Гайдара останутся в истории образцом ошибок теоретиков
© ФБА "Экономика сегодня"

Председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен, который тогда в течение десяти месяцев был министром внешних экономических связей РФ, назвал главную ошибку правительства Егора Гайдара, существовавшего в 1992-1993 годах.

Речь идет о решении Гайдара не возвращать сгоревшие на советских сберкнижках деньги населению.

Данный шаг обернулся моральной ошибкой, однако Авен назвал легендой тезис, что размещенные на сберкнижках деньги проело правительство Гайдара. Их якобы потратило правительство Валентина Павлова, а Гайдару достался мизер, который в 1992 году съела галопирующая инфляция. Авен считает, что долги надо было признать, даже если бы их пришлось выплачивать 50 лет.

В 1992 шел перевод активов в частные руки

«Перераспределение собственности привело к изъятию денег, но в Союзе была двухуровневая денежная система. Первый уровень – это наличные расчеты, а второй – безналичные. Они функционировали сами по себе: безналичные деньги являлись инвестиционными средствами государства, а наличные – по определенным правилам и нормативам передавались в оборот», - заключает Масленников.

В 1989 году состоялась первая горбачевская реформа, которая убрала границу между наличным и безналичным оборотом. Тогда в стране и начался денежный провал, который завершился Павловской реформой, а затем и правительством Гайдара.

«Павловская реформа 1991 года – это следствие реформы Горбачева, которая порушила двухуровневую схему СССР. Правительство Гайдара подбирало денежные остатки, которые не были утилизированы при Павлове», - констатирует Масленников.

А вот Китай сохранил двухуровневую денежную систему, там есть как инвестиционные деньги, так и деньги наличного оборота.

«В Китае также две разные денежные системы. С помощью первых денег финансируются долгосрочные проекты, а наличный юань переводится по определенным правилам. В процессе реформирования промышленной политики РФ подход будет неизбежно восстанавливаться. Наверное, это произойдет в ближайшее время», - резюмирует Масленников.

Что касается деятельности правительства Гайдара, то, как считает экономист, им обслуживался перевод собственности и активов в частные руки. Интересы населения, и как оно переживало происходившие в 1992-1993 года катаклизмы, стояли не на первом месте.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что деятельность правительства Гайдара обернулась закономерным провалом.

«Мне кажется, что Авен ошибается. Что бы дали деньги в руках граждан? Например, мне бы выплатили пять тысяч сгоревших рублей, которые бы через неделю стоили как пять рублей. Идея Авена проста: если бы у людей были деньги, то все бы было хорошо. Это правда, однако деньги – это не рубли в условиях отпущенных цен, в таком случае раздача денег приводит к новому росту цен», - заключает Журавлев.

Деньги бы сработали, если были механизмы по ограничению роста цен, но Гайдар их не предложил. Он шел по пути Лешека Бальцеровича и был уверен, что вакханалия цен убьет больных игроков в экономике, после чего все станет хорошо.

«У нас Бальцерович не получился и получиться не мог. Полякам не надо было решать проблему моногородов, в которых рыночной реформы быть не могло. Можно спорить по Бальцеровичу, но в Польше это хоть как-то могло сработать», - констатирует Журавлев.

Гайдар ничего не стоил без Ельцина

Вторым тезисом Авена по Гайдару является утверждение, что он должен был создать оппозицию Ельцину.

Только в 1992 года Гайдар ничего не значил без Ельцина, был министром экономики и финансов и и. о. председателя Правительства РФ. Действия Гайдара гарантировались поддержкой первого президента РФ, который себя дискредитировал данным сотрудничеством.

«Кто Гайдар был такой, чтобы создавать оппозицию? Он был министром экономики при премьере и президенте Ельцине. У Гайдара не было политтехнологической позиции, позволявшей ему отстроиться от Ельцина», - резюмирует Журавлев.

Ельцин сам отстроился от Гайдара, отказавшись в 1994 от его услуг. Отношение к Гайдару и его деятельности в стране было тогда настолько негативным, что если бы Ельцин не прекратил сотрудничество, то не имел бы шансов переизбраться в 1996 году.

«Правительство Гайдара было суммой достаточно талантливых советских политэкономистов, которые мало что знали про Запад, но искренне верили, что если все скопировать, то в России быстро случится счастье», - заключает Журавлев.

Подход был обречен на провал: с политэкономических позиций нельзя организовывать государственную работу. Команду Гайдара тогда называли правительством завлабов, но политэкономический подход как и любая философия далек от реальности.

«Квалификация этих людей как практикующихся хозяйственников была нулевой. У них не было опыта, и они не имели никакого представления, как нужно управлять государством. Попытка работать по клише не могла сработать», - констатирует Журавлев.

Номер был смертельным, но ничего другого команда Гайдара предложить не могла: они были теоретиками.