Войти в почту

Ретейл-национализм по-пекински: Nike и Adidas лишились своих китайских приложений

«Честь нации не должна быть запятнана», — так ситуацию вокруг решения западных брендов отказаться от хлопка из китайской провинции Синьцзян прокомментировали… Нет, не в Министерстве иностранных дел КНР, а в пресс-службе китайской поп-звезды Вана Ибо, до недавнего времени амбассадора Nike в Китае.

Ретейл-национализм по-пекински: Nike и Adidas лишились своих китайских приложений
© BFM.RU

Корнем конфликта стали события в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. По версии Запада, там жестоко притесняют мусульман-уйгуров — госсекретарь США Энтони Блинкен даже назвал это «геноцидом». В Пекине парируют, что западные санкции основаны на фейк-ньюс о событиях в регионе, а Вашингтону лучше заняться правами человека в своей стране. Как бы там ни было, множество европейских и американских брендов одежды и обуви — от Nike и Adidas до H&M, Converse, Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Uniqlo и Burberry — сначала в знак протеста отказались от синьцзянского хлопка, а потом почувствовали на себе ответную акцию протеста китайского бизнеса и потребителей. Десятки китайских звезд, в том числе первой величины, объявили о разрыве рекламных контрактов с компаниями, арендодатели один за другим начали требовать закрытия торговых точек брендов, соцсети заполнили видео горящих кроссовок, а теперь маркеты приложений Xiaomi и Huawei еще и удалили приложения Nike и Adidas без объяснения причин. Рассказывает корреспондент BBC в Шанхае Робин Брант.

«Самое интересное, это как внезапно — буквально через несколько дней после введения санкций в отношении Китая со стороны США, ЕС и Британии — китайские знаменитости дружно объявили бойкот H&M и другим компаниям, чьи деньги они до недавнего времени с удовольствием получали за рекламу. И тут же, на другой чаше весов, появляются такие бренды как Muji. Я только что зашел в их магазин и купил эту футболку — на ярлыке прямо так и написано: «Сделано из синьцзянского хлопка». Такая стратегия, можно назвать ее ретейл-национализмом, очень знакома соседям Китая — и имеет серьезные последствия для тех, кто перешел дорогу Пекину. Просто спросите Южную Корею, чья сеть магазинов Lotte очень сильно пострадала от ухудшения отношений между странами. Или, например, Филиппины — им пришлось поплатиться существенной долей своего экспорта фруктов».

Любопытно, что сам отказ от синьцзянского хлопка произошел отнюдь не на прошлой неделе — западные бренды начали объявлять об этом в своих корпоративных отчетах еще в прошлом году. Как указывает SCMP, выдержки из документов перевели на китайский и вбросили в медиапространство страны вскоре после введения западных санкций.

Ранее, в 2018 году, со сравнимым бойкотом столкнулся Dolce & Gabbana — компания навлекла на себя гнев Китая противоречивой рекламой, в которой азиатская женщина ест пиццу палочками. Бренд обвинили в расизме и, после затяжного скандала, все три основателя ретейлера снялись в видео с извинениями.

Следует ли считать, что такие кампании остракизма координируются прямо из Пекина, рассуждает директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.

Алексей Маслов директор Института Дальнего Востока РАН «Многие компании, как мне кажется, присоединились к этой кампании, не понимая политических последствий, которые могут произойти. Китай хочет показать, что с ним нельзя так поступать. Не случайно представитель Министерства иностранных дел Китая заявил о том, что Китай не стоит сравнивать, например, с поздне-цинским, то есть Китаем XIX века, когда Китай был в прямом смысле оккупирован рядом западных держав и утратил свою независимость. Эта, по сути, апелляция к национальным обидам — она с пониманием была встречена в Китае. И говорить о том, что кто-то на уровне высшего руководства Китая координирует компании — это, на мой взгляд, просто упрощает ситуацию, потому что многие китайцы действительно почувствовали себя уязвленными, оскорбленными. И как следствие многие отреагировали, например, арендодатели начали расторгать договоры с H&M и с другими западными компаниями. Не надо забывать еще, что многие компании отшиваются Китаем. То есть если будет все еще закрыто производство, то потери могут измеряться миллиардами долларов».

Насколько эдакий бойкот бойкотирующих поддерживают рядовые китайцы, не вполне ясно. Как пишет SCMP, когда в прошлую пятницу на площадке Tmall появились новая модель кроссовок Nike, ее раскупили даже не быстро, а мгновенно. Маркетплейсы Taobao and JD.com также продолжают продавать обувь Adidas, несмотря на скандал вокруг компании. Напрямую китайские власти к бойкоту западных брендов не призывали.