Войти в почту

о возможном наказании за призывы ввести экономические меры воздействия против своей страны

«Гражданин России, призывающий западные страны наказать Россию, — всё это, мягко говоря, очень дико звучит. Гражданин ни при каких обстоятельствах не будет призывать и апеллировать к внешней силе, это для него недопустимо — табу. Нынешние же «молебны» о молниях санкций — подстрекательство к внешнему вмешательству во внутренние суверенные дела страны, то есть к экономической интервенции. Пока ещё экономической».

Режиссёр Никита Михалков предложил лишать гражданства людей, призывающих вводить санкции против России. Желающих через экономические беды въезжать в своё светлое будущее.

Речь шла не о какой-то возгонке репрессивных мер, дабы пресечь в корне любое инакомыслие и загнать его в подполье, а о приведении в чувство призывающих к разрушению страны.

Тема возникла после того, как наши доблестные непримиримые оппозиционеры, профессионально промышляющие демонизацией страны, ратующие за её поражения, перешли не просто к упованиям на заграницу, которая всегда и непременно поможет. Но стали призывать «большого брата» расширить и углубить политику санкций в отношении России. Принялись услужливо составлять свои чёрные санкционные списки. До расстрельных ещё не дошли, но и подобное репрессивное на языке вертится, хотя не артикулируется широко вслух.

У иных уже давно выработалась привычка встречать любые санкции в отношении России бурными аплодисментами, переходящими в овацию. Не исключено, что под подушками у них заготовлены букеты и караваи для встречи «освободителей». Как ещё можно трактовать такую позицию?

Подобный истерический раж, демонстрирующий крайнюю степень отчуждения от страны, стал следствием перевода протеста на новый уровень в стиле «назад пути нет». По сути, нам говорят: на войне как на войне — и все средства хороши. Призывающие, по всей видимости, и ощущают себя в состоянии войны с государством. Всё это — новый сезон проекта «Навальный» с «отравлением», чудесным спасением и хождениями по мукам. Проекта, воздействующего на первичные эмоции и инстинкты, переводящего их в состояние, близкое к религиозному фанатизму.

Накал этих страстей необходимо снизить. Тем более тот же Михалков не вечный холод ледяного озера девятого круга ада Данте посулил. У людей, ратующих за санкции, и без того в рукаве припрятан козырь «пора валить». Почему бы в этой ситуации не поговорить о гражданстве и гражданине?.. Кто такой гражданин? Его отличает лишь печать в паспорте и отношение к государству, которому он ничего не должен, но беспрестанно требует чай пить? Он ведом разоблачительными видеосенсациями и заряжается от пафоса обличения?

Вопрос даже не в карах, а в выработке стойкого неприятия позиции, с которой кардинальным образом расходится понятие «гражданин». Гражданин России, призывающий западные страны наказать Россию, — всё это, мягко говоря, очень дико звучит. Гражданин ни при каких обстоятельствах не будет призывать и апеллировать к внешней силе, это для него недопустимо — табу.

Нынешние же «молебны» о молниях санкций — подстрекательство к внешнему вмешательству во внутренние суверенные дела страны, то есть к экономической интервенции. Пока ещё экономической.

Ещё до режиссёра Михалкова на подобное реагировал спикер Госдумы Вячеслав Володин, который допустил перевод таких призывов и действий, направленных на введение санкций, в плоскость уголовного права. «Должно быть очень жёсткое наказание за такого рода действия», — говорил Володин.

Это очень важная дискуссия, которая имеет вовсе не ситуативный характер, как реакция на конкретные призывы-мольбы о санкциях. Не о закручивании гаек речь, а об определении норм допустимого. О том, что хорошо, а что плохо, в конце концов, — без спекулятивного смешения и потери берегов и ориентиров.

Во-первых, существует порочная инерция восприятия иной — «цивилизованной, демократической» и далее по списку — точки зрения в качестве верховной меры и истины. Заграница как вершительница судеб и высший судия — человеческий олимп, который призван разбирать вину погрязшего в грехах прочего человечества.

В этой картине мира наша страна как раз и есть та самая территория тьмы и греховная периферия, где творятся лишь преступления, и суд праведный здесь невозможен без внешнего участия и руководства. Подобные предрассудки и суеверия достаточно прочны и многим до сих пор кажутся убедительными, как и мнение, что Земля — плоская.

Не случайно в преображённой Конституции прописано верховенство российских законов. Нынешняя дискуссия ведёт в том числе к осмыслению этого приоритета, работает на повышение самосознания общества.

Во-вторых, призывы покарать санкциями Россию — преодоление общепризнанного морального табу. Они переходят в плоскость, очень близкую к предательству. Генеалогию подобного можно проследить, например, с той самой бескомпромиссной борьбы с государством, которая тянется со времён перестройки. Тогда было внушено стойкое неприятие всего настоящего и прошлого как преступной ошибки и всех производных от этого. Яды того распада и противостояния в полной мере не изжиты до сих пор. Тогда взяла верх стихия нигилизма, в нынешней дискуссии мы должны научиться её одолевать и выстраивать свою суверенную ценностную систему.

Необходимо преодолеть и пошлое, а также очень опасное разделение страны и государства, которое у нас чуть ли не норма. Действует отговорка-алиби, что не против России идут войной, а против преступного, кровавого и самого ужасного режима, который необходимо побороть любой ценой, потому как он находится за пределами добра и зла.

Так уже было в нашей новейшей истории, а после мыслитель Александр Зиновьев сказал своё знаменитое: «Целились в коммунизм, а попали в Россию». Схожие особенности прицела наблюдаются и сейчас. Метят якобы в коррупцию, а работают на распад.

Тут мы имеем даже не общие черты, а единый процесс распада, переходящего в смуту. Это даже не эхо перестроечных распадных явлений, а их протяжённость до наших дней — та самая перестройка, плавно перетекающая в перестройку 2.0.

Именно с этими вирусами сейчас имеем дело, именно на это направлена нынешняя взвинченность протеста. На кризис «менталитетной сферы», про который писал тот же Зиновьев. На вывернутое сознание, на его дезорганизацию. На полное смешение, где возможно и допустимо что угодно. Хоть бы и поведенческая модель Мальчиша-Плохиша. Главное, чтобы впереди сулили бочки варенья и горы печенья. И что с того, что ради этого будет поедена страна?..

Обществу уже дали установку, которую необходимо принять на веру, отринув все сомнения: режим преступен, коррупционен, сумасброден и неадекватен, он не остановится ни перед чем. Почему с ним необходимо миндальничать? Именно так программируют. Обвинения вероломной России, стремящейся подмять под себя все народы, грубо переступающей через нормы морали и законы, старательно выписывали и тщательно протоколировали все последние годы. Теперь речь идёт о наказаниях, которые должны вводиться «по просьбам трудящихся» демократического фронта.

На подобное расшатывание «менталитетной сферы», когда становятся возможными многие дискуссионные допущения, в своё время был направлен, например, известный опрос по поводу сдачи Ленинграда, чем будто можно было бы сберечь жизни. Или периодически возникающая тема генерала Власова, поступки которого предлагается понимать и воспринимать вовсе не в фокусе предательства. Кстати, подобное сейчас возведено в оголтелый культ на Украине.

Сейчас наше общество вырабатывает иммунитет ко всем этим вирусным атакам. Поэтому и следует ему напоминать о понятии «гражданин», а также об ответственности. Вот и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в своём комментарии отметил актуальность темы реагирования на санкционные призывы и что она будет обсуждаться.

Собственно, обо всём этом сказал устами Евгения Павловича Фёдор Достоевский в романе «Идиот»: «Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг».

Может ли гражданин бить свою мать? Может, пора её защитить?

Вообще вся отечественная культура про это. Про защиту. Про противостояние расколу, распре, усобице. Так и вспоминается пушкинское «Клеветникам России»: «О чём шумите вы, народные витии? / Зачем анафемой грозите вы России?»

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.