Войти в почту

Борис Кунин: «После пяти месяцев протестов ещё больше людей задумывается о том, чтобы уехать из Белоруссии»

В начале нового года я обсудил их с журналистом и писателем Борисом Куниным, который родился и долгие годы жил в Белоруссии, а сейчас живёт в Германии.

Борис, я бы хотел начать с филологического вопроса. В последние время используется два написания: «Белоруссия» и «Беларусь». Насколько это – принципиально?

— В Википедии, в конституции и в остальных нормативных документах официальное название страны – «Республика Беларусь», а название «Белоруссия» – это пережиток Советского Союза, когда была Белорусская ССР и тогда её называли Белоруссия. Сейчас официальное название – Республика Беларусь или просто Беларусь, причём – на разных языках. Даже в Германии её перестали официально называть „Weißrussland“, а пишут „Belarus“, так что немцы тоже это усвоили.

-Вы живёте в Германии с 2003-го года и ещё застали ранние годы правления Александра Лукашенко. В 1994-м году ему действительно не было альтернативы, хотя у него был оппонент Вячеслва Кебич (1936-2020) и насколько победа Лукашенко была закономерна и предсказуема, либо это был случайная победа?

— Тогда, наверно, не случайна. Лукашенко победил во втором туре, а в первом туре мы с женой, как показали дальнейшие события, голосовали неправильно в том плане, что мы отдали свои голоса за Шушкевича. Он – доктор наук и вообще – умничка, из интеллигентной профессорской семьи, но тогда у него не было шансов, потому что в то время Лукашенко обвинял Шушкевича в воровстве. Среди обвинений фигурировал ящик казённых гвоздей, которые спикер, якобы, присвоил и использовал при ремонте своей дачи. А во втором туре наши два голоса тоже бы ничего не изменили, но если бы многие проголосовали за Кебича, хотя на тот момент он и не очень людям нравился, то, наверно, всё было по-другому. В любом случае, в 1994-м году победа Лукашенко, скорей всего, не была случайностью!

— Теперь мы перенесёмся в наше время – уже в 2020-й год, когда состоялись очередные выборы. Насколько неожиданно для вас стало то, что президентские выборы закончатся такими массовыми протестами?

— Неожиданности никакой не было, потому что её в мае начали «винтить» выступающих и того же Сергея Тихановского и тех, кто чуть позже собирал подписи за альтернативных кандидатов, когда стояли длинные очереди. До этого Лукашенко тоже «зачищал» конкурентное пространство, но до выборов 2020-го года такого беспредела никогда не было, поэтому мы с женой сразу поняли, что хорошим это точно не закончится!

— А вы представляли себе масштаб претесного движения, которое продолжается и сейчас, хотя из-за холодной погоды сейчас нельзя надолго выходить, что всё это выльется и за пределы Беларуси, потому что белорусская диаспора за рубежом, в частности, в Германии очень активно поддерживает протестующих?

— Насчёт диаспоры сказать сложно, потому что я не встречал официальных данных, но на 2005-й год в Германии было порядка 15 000 выходцев из Белоруссии. По сравнению с другими республиками бывшего СССР это – совершенный мизер. Сейчас, наверно, их больше. Я это знаю по своим бывшим ученикам, потому что некоторые из них переехали в Германию, выйдя замуж, либо перебрались сюда по другим каналам.

— Есть ли сторонники Лукашенко среди его соотечественников за рубежом, в частности, в Германии?

— Я рискну заявить, что чем люди моложе, тем меньше шансов на то, что они – сторонники Лукашенко…

— Вы считаете, что в связи с белорусскими событиями возросло самосознание белорусов?

— Да, безусловно, это происходит за границей и в самой Белоруссии. У нас там осталось большое количество знакомых в разных городах, так что мы об этом знаем не понаслышке. Люди нашего поколения – пенсионеры – по-разному относятся к сложившейся ситуации. Если кто-то живёт не в центре города, а на окраине или в частном секторе, то вообще старается этого не замечать и никуда не выходить. А в Минске среднее поколение, которому за 30 и чуть-чуть за 40, очень активно во всё участвует. Среди них есть масса наших знакомых, но в последнее время наметилась ещё одна тенденция. После пяти месяцев протестов ещё больше людей задумывается о том, чтобы уехать из Белоруссии…

—Протестующие используют бело-красно-белый флаг. Это – очень важный идеологический момент. Расскажите, пожалуйста, какое значение имеет этот флаг для белорусов?

— Пока был Советский Союз, об этом флаге и о гербе никто особо не говорил, а с 1991-го по 1995-й год бело-красно-белый флаг был официальным, пока Лукашенко его не отменил. Родственник моей жены – историк по образованию (не такой, как Лукашенко, а настоящий!) увлекался геральдикой. Однажды мы с ним ездили из Минска в Гомель на поезде, и все 4,5 часа он мне рассказывал об азах геральдики. С тех пор я понял, хотя я не объясню так, как он, но бело-красно-белый флаг с точки зрения геральдики – идеален и абсолютно объясним, а постсоветский флаг Беларуси, который мы называем «Закат над болотом», с точки зрения геральдики – полная и абсолютная ерунда! Для меня было удивительно, когда я в первый раз в августе с женой и невесткой поехал на акцию солидарности с белорусами в центр Ганновера, и у многих людей, включая нас, были эти бело-красно-белые флаги. Нам это флаг привезли из Белоруссии, потому что в Германии такой флаг не купишь и вряд ли закажешь на Ebay.

— Теперь мы снова вернёмся к фигуре Александра Лукашенко, чтобы «закольцевать» наш разговор. Некоторые считают, что он в силу разных причин – психологических и других – просто не тянет на президента. Иными словами, можно сказать: «Не по Сеньке шапка». У него – слишком узкий кругозор, Лукашенко, как известно был директором совхоза, поэтому он не может мыслить другими масштабами и просто находится не на своём месте. Насколько справедлива такая оценка?

— В интервью перед выборами небезызвестному Дмитрию Гордону Лукашенко сказал, что президентом надо родиться. Наверно, тот диагноз, документальное подтверждение которому, как говорят, уничтожено, в связи с которым его комиссовали из пограничных войск – мозаичная психопатия, когда с головой что-то не так, просто с возрастом прогрессирует. События показывают, что он целенаправленно выращивал этих омоновцев. Всё руководство силовых структур – из глухих белорусских деревень, так что для них просто попасть в город в молодые годы было счастьем. А когда им дали квартиры, зарплаты и добавлять звёзды на погоны, то они вообще стали себя чувствовать по-другому. Недавно я на своей странице на фб написал материал под названием «Простите нас», потому что действительно наше поколение всё это видело. Было два побудительных мотива для отъезда из Белоруссии для нашей семьи. Первый – это Лукашенко, а второй – это Чернобыль. Мы и сейчас шутим: если бы мы оказались в 2010-м году во время протестов против выборов, то мы бы сидели в тюрьме, так как смолчать не смогли. Похожая ситуация происходит и в России, где нет сменяемости власти. Если о Путине говорят, что «Путин – это Россия, а Россия – это Путин», что он женат на России, поэтому никому ему не надо, то Лукашенко постоянно говорит о том, что свою страну и свой народец он никому не отдаст.

— И последний вопрос: возможен ли силовой сценарий свержения Лукашенко, когда армия, милиция и КГБ перейдут на сторону народа, либо украинский вариант, когда Янукович вынужден был бежать в Ростов?

 — Со стороны тех, кто выходит на улицы, во дворы, я не думаю, что они возьмут в руки арматуру или пойдут подпольно доставать автоматы и остальное оружие. Что касается армия, то насколько можно судить по публикациям в интернете и в телеграм-каналах, кроме заявлений министра обороны с показательной фамилией Хренин, больше ничего не слышно. В первые дни, как говорят, армию привлекали, но потом поняли, что лучше этого не делать. Сейчас у белорусской армии такой принцип: ни вашим, ни нашим! Что касается силовиков, то по последним данным там большой отток кадров, но об этом тоже не говорят, а те, кто уходят оттуда, тоже не хотят это афишировать, ибо это чревато. На мой взгляд, возможен киношный вариант, когда кто-то из близких охранников и из ближайшего круга может, как максимум, нажать на курок. То, что экономика идёт вниз, это понятно, и рано или поздно Лукашенко придётся бежать. Только вопрос: ждёт ли его под Ростовом его бывший коллега по труду, и захотят ли вообще его там видеть? Для меня это – большой вопрос, потому что в последнее время Лукашенко стал очень одиозной фигурой. На него фактически ополчился весь мир, но, живя здесь, нам проще следить за событиями в Белоруссии и, как минимум, безопасней!

Беседовал Евгений Кудряц

Краткая биография Бориса Кунина:

Родился в 1958 году в Гомеле. Окончил среднюю школу и Белорусский политехнический институт, хотя мечтал поступить во ВГИК. Работал инженером-конструктором, учителем, заместителем директора Ирининской гимназии. Имеет более 350 публикаций в газетах и журналах бывшего СССР, Беларуси, России, Италии, Англии, США и Германии. В Германии с 2003 года. Любит коньяк Hennessy в лечебных дозах, играть в преферанс в хорошей компании и обязательно что-нибудь коллекционировать. Во всем написанном за эти годы большая заслуга жены – первого читателя, критика и редактора. Член Союза журналистов Германии и немецкого национального отделения Mensa International. Серебряный лауреат Международного литературного конкурса «Золотое перо Руси – 2009» в номинации «Интервью» за интервью с космонавтом Юрием Усачевым, обладатель почетного диплома имени В.И.Вернадского за произведение «Круговорот мусора в Германии». Награжден дипломом Международного литературного конкурса «Лучшая книга года-2010» «За большой вклад в популяризацию русской культуры за рубежом и активную поддержку литературных проектов в Германии». Золотой лауреат Международного литературного конкурса «Золотое перо Руси – 2011» в номинации «Очерк» за очерк «Великая Русская литература, где ты?»; награжден медалью «За солнечную деятельность» в рамках акции «Солнечный храм» и благодарностью за долгое и плодотворное сотрудничество от проекта «Золотое перо Руси». Автор сборника «Германия «чужими» глазами», признанного Берлинской библиотекой современной литературы «Лучшей книгой 2012 года» в номинации «Публицистика».