Войти в почту

Промышленная разруха лишает Украину мечты об Одесском коридоре

Планы Украины на Одесский коридор в обход России ради торговли с Азией и Европейским союзом ставит под сомнение недоверие иностранных инвесторов к Киеву, рассказал ФБА «Экономика сегодня» политолог и экономист Александр Дудчак.

Промышленная разруха лишает Украину мечты об Одесском коридоре
© ФБА "Экономика сегодня"

Украинская сторона планирует усилить взаимодействие с Европейским союзом ради создания транзитного пути для товаров из Азии, одним из перевалочных пунктов которого должна стать Одесса. Так в конце декабря 2020 года перевозчики «Укрферри» и FerriPlus подписали соглашение о сотрудничестве с Центром транспортного сервиса «Лиски». Подписание соглашения прокомментировал исполнительный директор Центра транспортного сервиса «Лиски» Эдвинс Берзиньш, заявив, что «меморандум о сотрудничестве свидетельствует о заинтересованности сторон в создании контейнерных и трейлерных перевозок по указанному маршруту, который открыт для подписания любой компанией, которая хочет участвовать в разработке и эксплуатации маршрута».

Киев рассчитывает, что в Одессу, помимо прочего, будут прибывать контейнеры из Турции и Грузии. Далее новый транспортный коридор обеспечит перемещение товаров через Медыку, Доронгурск и Варшаву будут поступать на побережье Балтийского моря в польский город Гданьск.

Однако в экспертном сообществе сомневаются в успехе предприятия, на которое так рассчитывает Киев. Известно, что азиатские товары производятся в Китае, который, в свою очередь, является ведущим экспортером в регионе.

«С уверенностью сказать, что через создание Одесского коридора, Киеву удастся обойти российские территории, нельзя. Успех данного предприятия будет напрямую зависеть от предложений украинской стороны и формулы «цена-качество-надежность».

Если государство сможет предложить участникам торговых отношений надежное сотрудничество, хорошие связи и бесперебойную поставку грузов, то какая-то часть из них, вероятно, все же пойдет через Украину», - допустил эксперт Александр Дудчак.

Киев предается бесплодным мечтам

Украинская сторона может рассматриваться китайской стороной как ненадежный партнер. И вполне обоснованно, ведь многолетняя история, развернувшаяся вокруг предприятия «Мотор Сич» демонстрирует ценности Киева и его уровень заинтересованности в развитии экономических отраслей страны. К слову срыв сделки и лоббирование интересов Соединенных Штатов Америки обошлись Украине в $3,5 млрд, которые КНР намерена отсудить у Киева.

Так китайские бизнесмены продемонстрировали Киеву, что не намерены далее закрывать глаза на безразличие власти к будущему предприятия и участию в нем Пекина. Как сообщает пресс-служба группы DCH бизнесмена Александра Ярославского, который в начале долгой истории об украинском предприятии хотел совместно с китайской компанией Skyrizon Aircraft Holdings развивать «Мотор Сич», инвесторы обвинили Киев в нарушении международных обязательств, закрепленных в Соглашении между правительствами КНР и Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Еще одним важным фактором, играющим не в пользу украинской стороны, становится возможность Пекина может поставлять грузы в Европу через Российскую Федерацию, которая имеет необходимую инфраструктуру и находится в дружественных отношениях с Китаем. Состояние украинских железнодорожных путей оставляет желать лучшего.

Экспертное сообщество Украины не раз обращало внимание общественности на железные дороги страны, отмечая, что срок их существования исчисляется пятью годами. Киевские власти при этом, прекрасно осознавая и эту проблему, не торопятся что-то предпринимать, рассчитывая, как обычно, на зарубежного инвестора.

В 2019 году премьер-министр Алексей Гончарук вину за состояние «Укрзализныци» переложил на предшественников президента Владимира Зеленского и незаконные действия, заявив, что предприятие «постоянно истощали коррупционеры, бестолковые менеджеры и руководители». Тогда же Гончарук подчеркнул, что власти «разбираются детально, что там происходит, потому что отдельные группы влияния зарабатывают на тендерах, отправляют в ручном режиме локомотивы в своих интересах».

Украина теряет хватку

На фоне перечисленного создание Одесского коридора превращается в очередную несбыточную мечту украинских властей. Киевские власти, согласно украинским новостям, говорят о своих намерениях в будущем времени без указания определенных сроков. Будь это строительство новых путей, создание транспортных коридоров, спасение экономики, дело вперед не продвигается.

«Спустя годы после переворота 2014 года становится очевидным, что все планы, требующие инвестиций от украинских властей, остаются несбыточными. Киев не хочет ничего вкладывать в надежде на инвестиции и помощь западных партнеров. Но этого не происходит из-за политической нестабильности, ненадежности сотрудничества с Киевом – власти не отвечают за свои слова, из-за чего иностранные партнеры скептически относятся к идеям, звучащим из Украины», - объяснил собеседник агентства.

Александр Дудчак все же опустил, что мудрость китайских партнеров, которых Киев лишил сделки по предприятию «Мотор Сич», могут решиться на рассмотрение планов украинской стороны. Однако это не принесет прибыли для Киева и тем более не создаст преград для торгового сотрудничества Москвы и Пекина.