Войти в почту

Никола Летний: почему святой Чудотворец так почитаем в России?

19 декабря все православные верующие отмечают день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который широко известен в народе как Николай Чудотворец.

Никола Летний: почему святой Чудотворец так почитаем в России?
© Мир24

Исторически так сложилось, что именно этот святой стал самым почитаемым на Руси. Можно смело сказать, что после самого Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы он занимает третье место в условной иерархии народной любви. О том, почему святой оказался так превозносим в народе, рассказали в интервью «МИР 24» преподаватели православных вузов.

«Его не стыдно попросить о помощи в житейских тяготах»

«Святитель Николай известен как народный помощник и чудотворец, – говорит преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета чтец Кирилл Алексин. – В житии много эпизодов, из-за которых он считается таким святым, которого не стыдно попросить о каких-то житейских вещах. Действительно, если жития многих святых в основном рассказывают об их стоических подвигах, то святитель Николай стал известен разными житейскими эпизодами. Такими, которые редко попадают на страницы жития святых: это не столпнические труды, не знамения, а что-то очень близкое к потребностям простого человека. В том числе – вызволение людей из финансовых трудностей, из-под неправедного суда и так далее».

«Житие святителя Николая, которое постепенно сложилось из многих частей, рисует его человеком, удивительным по простоте, – говорит специалист по церковному искусству, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Он может искать приданое для бедных девушек, которых отец в полном отчаянии уже хотел выпустить на панель, потому что жить не на что, а замуж их никто не берет. И вот святитель Николай, услышав это, подбросил им какую-то сумму денег в окно. А когда трех вельмож осудили на казнь, он является во сне императору, прося их освободить. И когда император не внимает его слову, святитель Николай сам оказывается не месте казни и останавливает палача силой своего духовного, нравственного авторитета. Множество подобных историй запечатлены в житийных клеймах икон святителя Николая».

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Пусть и собирательный образ, но – сердцу дорогой

И даже то, что жития святых нельзя воспринимать, как исторический документ, не так уж важно. «Житиям в целом свойственна миграция каких-то сюжетов из одного в другое, – говорит чтец Кирилл Алексин. – Есть точка зрения, что в том житии святителя Николая, которое мы знаем, соединилось жизнеописание двух святых: Николая Мирликийского, память которого мы празднуем, и святителя Николая из города Патры. Так что часть деяний, приписываемых Николаю Мирликийскому, на самом деле, возможно, была совершена другим святым. Но у нас это не должно вызвать смущения».

По словам профессора Александра Копировского, все эти милые сердцу простого человека рассказы о святителе Николае говорят о том, что этот, пусть во многом собирательный, образ христианина, – это образ человека живого, находящегося в гуще жизни, для которого евангельский идеал – не что-то умозрительное, а то, что он воплощает в конкретных ситуациях. Это образ народного заступника, сердцу очень дорогой.

«Николай Мирликийский – святой, которому молятся во всяких житейских трудностях, а они нас посещают очень часто, фактически сопровождают всю жизнь, – говорит чтец Кирилл Алексин. – Поэтому в «народной иерархии святых» он действительно оказывается очень высоко». По словам теолога, это проявляется и в том, как часто имя Николай давали (и сейчас дают) детям. И по количеству никольских Храмов – в России: их очень много, как и на христианском Востоке, в восточном Средиземноморье. Все это показывает нам, как человек, который жил когда-то очень-очень давно, тем не менее может оставить о себе память именно благодаря своей доброте и отзывчивости. Такие вещи люди помнят и после смерти человека. Живая связь с ним сохраняется потому, что у Бога, как мы знаем, все живы.

Пример веры и кротости

Образ святителя Николая стал, прямо как поется в его тропаре, «правилом веры», то есть образцом веры и «образом кротости». «Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная, – говорит профессор Александр Копировский. – Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо, напротив, как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего ни знать, ни понимать, просто слепо верить. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в четких, не расплывчатых формулировках».

А еще существует история о том, как святитель Николай был лишен своего архиерейского достоинства за то, что ударил учителя ереси Ария на Вселенском Соборе. Позже Он был оправдан епископами. По словам Кирилла Алексина то, как он принял свое бесчестие – со смирением и с кротостью – должно для нас являться образцом поведения, когда нас за что-то осуждают, ругают и когда с нами, возможно, не совсем правильно обращаются.

Фото: Википедия

По словам Александра Копировского, пример святителя Николая учит воздерживаться вообще от лишнего – от того, что само по себе может быть и не плохо, но чего делать не надо. Он учит всегда избирать главное. Очень важно двигаться вперед, не растрачиваясь на пустяки. В этом отношении интересен рассказ о том, как святой Николай стал епископом.

Тогда епископов избирали, и в народе произошла распря: кого выбрать. В конце концов, поскольку не было согласия, приняли решение избрать того, кто придет раньше всех в храм. Это оказался племянник предыдущего епископа, будущий святитель Николай. Он всегда приходил раньше всех, потому что сердце влекло его в храм. И весь народ согласился: действительно, старшим в церкви может быть самый ревностный человек, который так радеет о том, чтобы быть с Богом. Так он и стал епископом Мир Ликийских.

«Святитель Николай для своей паствы являлся действительно образцом и кротости, и смирения, и воздержания, и благодеяния. Также он должен являться образцом для нас, – говорит Кирилл Алексин. – Сейчас идет пост, и всякий раз, когда мы избегаем чего-то, что святая церковь советует нам не делать в пост, мы проявляем при этом воздержание. Точно также мы можем уподобляться святителю Николаю в том, что нам по силам. Он, безусловно, был церкви послушен в тех вещах, которые предписывались церковными правилами. Он в них принимал участие, как верный сын церкви. И хотя он был человеком высокого положения, но не считал это для себя каким-то освобождением от необходимости следовать правилам. Вот и мы, хотя и понимаем, что пост – это не самое главное, мы все равно должны его соблюдать, О том, что мы в свою жизнь привносим во время подготовки к светлому празднику Рождества, мы должны посоветоваться со священником, с духовником. И тогда принимать решение, как и что мы должны предпринять в эти дни. А не просто самостоятельно лишать себя этой подготовки».

Как же можно в наши дни отметить день памяти святителя Николая Мирликийского? Об этом рассказал чтец Кирилл Алексин. «Если мы обращаемся к святителю Николаю, если мы ему молимся, если мы стараемся ему подражать, то в этом подражании и должно заключаться празднование дня святителя Николая. В этом году он выпадает на субботу, и будет очень хорошо, если каждый из нас попытается в этот день помочь какому-то своему знакомому, родственнику, посетит одинокого человека: посидит и поговорит с ним, постарается накормить голодного, помочь бездомному, перевести деньги в фонд, который заботится об обездоленных. Вот через дела милосердия, сострадания, через общение с человеком, которому плохо и грустно, мы и должны святителю Николаю и самому Христу уподобляться», – заключил Кирилл Алексин.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС