Войти в почту

Драконовские меры Китая против COVID-19

Ковиду официально больше года — 17 ноября 2019 года был зафиксирован первый случай заболевания в китайском Ухане.

Драконовские меры Китая против COVID-19
© Русская Планета

Правда, уже подтверждено, что сам вирус появился задолго до случая в Китае, но именно там он вызвал эпидемию, переросшую в пандемию.

На сегодня в Китае зафиксированы чуть более 92 тысяч заболевших, это в два раза меньше, чем заболевает в США за сутки. Как вообще получилось, что густонаселённый Китай, по которому пандемия ударила первой, так легко отделался и даже смог избежать «второй волны»?

Дело в том, что практически во всех странах мира власти, оценивая риски и последствия пандемии, в принятии противоэпидемиологических мер руководствуются прежде всего экономическими соображениями. Какие бы красивые слова ни говорили президенты и премьеры о здоровье населения, они всё равно на первое место в практике принятия решений ставят экономику. Конечно, никакая власть не допустит тотального мора населения, но летальность коронавируса не так высока и охватывает в основном пожилых, поэтому власти больше заботит борьба с экономическим кризисом и, конечно, интересы лоббистов, которые не прочь разорить конкурентов через локдауны.

В Китае же власть действует несколько иначе. Противоэпидемиологические меры там принимаются исходя из чисто медицинских соображений, и плевать на экономические последствия. Такая бескомпромиссная позиция. Сначала бьём из всех пушек по эпидемии, а потом боремся с экономическими последствиями

Читатели могут сравнить китайские меры с нашими. Так, при 830 заболевших к 23 января 2020 года Китай отправил на карантин весь 11-миллионный Ухань. Город изолировали, жителям запретили покидать дома без необходимости. Движение, за исключением спецтранспорта, остановили, магазины, госучреждения и производства закрыли. На следующий день, 24 января, приостановили транспортное сообщение с 15 городами центральной провинции Хубэй и карантин охватил уже более 41 млн человек. 27 января продлили новогодние каникулы с 30 января до 2 февраля, а 31 января — ещё до 9 февраля. В Хубэй было отправлено более 42 тысяч медиков и ученых со всего Китая на помощь в борьбе с эпидемией и 17 тысяч аппаратов ИВЛ.

Но тем не менее коронавирус выбрался из Уханя и быстро распространялся по всей стране. С начала февраля в ряде регионов Китая в районах крупных городов вводился закрытый режим, запрещающий покидать пределы квартиры. В ряде городов создали сети управления и патрулирования для быстрого выявления и изоляции пациентов с ковидом, а также контактировавших с ними лиц. Если в доме заболевал один человек, то всех соседей эвакуировали в специальные гостиницы. В магазинах людей обязывали заполнять журналы, где они указывали ФИО, адрес, телефон и номер паспорта.

Нельзя не отметить суровых уголовных мер. Например, для тех, кто во время пандемии уличен в коррупции, производстве и распространении контрафактных лекарств, злонамеренном заражении коронавирусом других людей или причинении тяжкого вреда медикам, предусмотрено наказание вплоть до смертной казни. Китайская судебно-уголовная система сокрытие симптомов ковида, а также факта поездки в Ухань и провинцию Хубэй расценивала как преступление — предумышленную угрозу общественной безопасности, что наказывается от трёх лет лишения свободы до опять же смертной казни.

16–24 февраля Китай посетила комиссия ВОЗ. В результате эксперты ВОЗ отметили, что мобилизация общества в Китае стала беспрецедентным случаем в истории всемирного здравоохранения, и подтвердили подлинность официальных цифр заболевших.

В итоге, когда 12 марта 2020 года ВОЗ объявила мировую пандемию, в Китае было зарегистрировано лишь 8 новых случаев заболевания за сутки. Общее число переболевших в Китае составляет 0,006% населения

Избегают китайцы «второй волны» примерно так же, как боролись с первой, — беспрецедентно суровыми мерами. Когда в Циндао внезапно выявили 11 новых случаев ковида, за пару дней сделали тесты всему 11 млн населению города. То же самое случилось в полумиллионном Кашгаре и с миллионным населением нескольких районов Пекина.

В это воскресенье в шанхайском аэропорту Пудун выявили у пары носильщиков ковид. В итоге отменили 277 рейсов, закрыли на сутки и протестировали почти 20 тысяч человек.

Но наиболее эффективным инструментом борьбы с коронавирусом стал цифровой контроль за гражданами. У всех китайцев есть мобильные телефоны, в которых установлено приложение WeChat. Оно объединяет в себе все наиболее распространённые интернет-сервисы. В нём и новости, и соцсеть, и чат, и блоги, и микроблоги, и кошелёк.

Приложение следит не только за перепиской и сетевой активностью, но и за передвижением, а также физическими контактами человека. Во время пандемии власти Китая добавили в WeChat функции для борьбы с распространением инфекции. Так, приложение, в зависимости от контактов и активности человека, постоянно показывает один из трёх цветов: зелёный = всё в порядке, жёлтый = две недели карантина дома, красный = две недели в специальном обсерваторе. Причём система слежения довольно чувствительная, иногда отправляет на карантин даже тех, кто был поблизости от заражённого лица. А если не слушаешься, то, как мы помним, от трёх лет тюрьмы до расстрела. Распознавание лиц в больших городах Китая работает на каждом шагу. К тому же, чтобы инфицированный не прокрался в толпу, в общественных местах требуют постоянно сканировать приложение для считывания текущего статуса человека.

Завезти ковид из-за рубежа в Китай тоже непросто. Для того чтобы въехать в Китай, необходимо иметь заверенные в консульстве отрицательные результаты ПЦР и теста на антитела, сделанные за 48 часов до вылета в Поднебесную. Затем по прилёту провести за свой счёт две недели на карантине и сдать впоследствии ещё два таких же теста

Как видно, уровень «ковидного тоталитаризма» в Китае зашкаливает. Отсюда и результат — победа над пандемией и постепенное восстановление экономики.

Но самое интересное — это то, что несмотря на драконовские меры, в Китае не прошло ни одного митинга, отсутствует массовое движение «ковид-диссидентов» и никто не призывает свергнуть КПК «за введение фашизма». Китайцев не штрафуют за неношение маски в транспорте, но недавнее исследование показало, что без погрешностей 100% людей их носят. Причём если нос открыт, то дружинники и милиционеры на ближайшем углу нерадивого гражданина поправят.

Плюсы, минусы и подводные камни такой формы борьбы с пандемией покажет время. Но можно с уверенностью сказать, что если бы над обществом не довлели экономические факторы — безработица, дефицит бюджета, банкротства и так далее, то в борьбе со смертельной инфекцией оно бы руководствовалось чисто медицинскими соображениями. И мы бы видели нечто похожее на то, что проделывает Китай.