Войти в почту

о смелых высказываниях эстонского министра

«Когда всё прогрессивное человечество наперебой поздравляло Д. Байдена, объявившего себя победителем, в маленькой, но гордой Эстонии нашлись политики, решившие погладить американскую демократию против шерсти».

Когда всё прогрессивное человечество наперебой поздравляло Д. Байдена, объявившего себя победителем, в маленькой, но гордой Эстонии нашлись политики, решившие погладить американскую демократию против шерсти.

Выступая по радио, глава МВД Эстонии Март Хельме, поддержанный министром финансов и по совместительству сыном полицмейстера Мартином Хельме, заявил: «Логика деятельности глубинного государства — для обеспечения своей собственной свободы действий пристраивать всюду мерзавцев, коррумпированных, шантажируемых мерзавцев. Джо Байден и Хантер Байден — коррумпированные типы». Хельме-младший к этому присовокупил: «Вообще нет даже вопроса, что эти выборы сфальсифицированы. Все нормальные люди должны были бы выступить против этого. Нет смысла говорить ни о какой демократии или правовом государстве, если выборы можно так просто, так нагло и массово сфальсифицировать».

Такие смелые речи (покойные Фидель Кастро и Уго Чавес нервно курят в сторонке) вызвали предсказуемую реакцию у эстонского начальства. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд указала: «Сегодняшний выпад министра финансов Эстонской Республики и министра внутренних дел в адрес недавно избранного президента США является выпадом против демократии и безопасности Эстонии. Двое членов правительства подали чёткий сигнал, что союзнические отношения с США не представляют для них ценности».

Вылазку коллег осудил и глава МИД Урмас Рейнсалу: «Это безумные речи, которые ни на секунду и ни в коей мере не представляют официальную позицию эстонского государства. Я советую товарищам по правительству заниматься проблемами Эстонии, а не управлением США». А также военный министр, премьер-министр, etc.

Спешно был созван Совет по гособороне, по итогам которого отец положил партбилет на стол, а сын получил строгача с занесением.

Возможно, в сердце своём так нелицеприятно оценивают состоявшиеся в США выборы не только отец и сын Хельме. Достаточно кислую реакцию на такое торжество демократии могли про себя явить многие восточноевропейцы — и не только они. В конце концов, грязь действительно такая, что хочется калоши надеть.

Но отец с сыном, во-первых, всё назвали прямым текстом, а во-вторых, они не частные лица. МВД и Минфин по всем понятиям ключевые министерства. А Консервативная народная партия Эстонии, которую сын Мартин возглавляет, — третья по количеству депутатов в парламенте и входит в правительственную коалицию.

Именно этим, скорее всего, объясняется мягкость решения. Сын даже сохранил за собой портфель, да и глава кабинета хотя и критиковал его, но не очень сильно. Сохранение коалиции представлялось ему более важной задачей, нежели устроение торжественной порки по полной программе. Хотя вылазка отца и сына с точки зрения вассального этикета была возмутительной.

Ну а отцом пришлось пожертвовать, тем более что он ещё до американских выборов вёл себя дерзко.

В октябре он дал интервью Deutsche Welle, в котором обругал украинских гастарбайтеров и аполитично высказался насчёт В.В. Путина: «Если надо, он будет врагом. Если надо, он будет другом. Он, как аптекарь, всё взвешивает, чтобы на основе равновесия вести эффективную внешнюю политику. В России больше заняты выстраиванием отношений с мировыми центрами силы — США, Китаем, лидерами ЕС. А страны Балтии — это европейские провинции, в России не видят смысла тратить на них энергию».

Министр также скептически отозвался об афере Навального, а для полноты счастья говорил с журналистами DW по-русски. Скандал — это не то слово.

При этом, однако, московская реакция в духе: «И ходят их головы кругом: // «Март Хельме нам сделался другом!» — была бы опрометчивой.

Хельме-отец был эстонским послом в Москве в 1990-е и проявил себя отнюдь не сторонником русско-эстонского сближения, но совсем наоборот. Ему приписывают эту цитату: «Сегодняшняя Россия — это растущий монстр, какого мир в своей истории ещё не видел. Этот монстр расправит плечи в 2008 году, после президентских выборов. И вот тогда мы увидим, какое чудовище выползет из ворот Кремля. Эта политика будет абсолютно агрессивной — с использованием вымогательств, политически мотивированных исчезновений людей и убийств. Причём не только в самой России, но и в других странах». Он предлагал «навязать России новое, непосильное для неё экономическое соревнование, гонку вооружений и идеологическую войну»: «Развал России освободит мир от этого монстра, которого Рональд Рейган окрестил «империей зла».

Так что дело тут не во внезапно вспыхнувших дружеских чувствах к России, а в том, что политики в лимитрофах бывают разные. В основном, конечно, это покорные вассалы США, пресмыкающиеся перед Вашингтоном до полной утраты человеческого достоинства.

Но есть и правые (по мнению иных, даже ультраправые) политики, в глазах которых США ничуть не лучше России. А ситуативно — порой даже хуже. «Монструозная» Россия хотя бы не поощряет миграцию, педерастию и прочие вещи в этом духе.

И тут Хельме не одинок. Мадьяр Орбан, поляк Качиньски, деятели «Альтернативы для Германии» — тоже на этой линии.

Считать их нашими европейскими друзьями было бы очень смело, но и с их приверженностью США делается всё чудесатее и чудесатее: эдакое движение неприсоединения на новом витке диалектической спирали. Полагаться на это движение нельзя, но брать в расчёт можно.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.