Войти в почту

Уже не смешно: как связаны на самом деле Charlie Hebdo и свобода слова

Карикатуры сатирического издания Charlie Hebdo стали настоящим катализатором противостояния между исламским и европейским мирами. «Слово и Дело» обсудило эту проблему с экспертом в вопросах религии Романом Лункиным.

Уже не смешно: как связаны на самом деле Charlie Hebdo и свобода слова
© Слово и Дело

По его мнению, противопоставление свободы слова и оскорбления чувств верующих само по себе ложно, поскольку свобода слова не подразумевает взаимного оскорбления представителями центральных религиозных групп. Свобода слова предполагает свободу высказывания, идеологическую свободу.

«Вы высказываете свое мнение, но не переходите границы. И свобода слова не означает, что можно оскорблять верующих и сознательно топтаться на их чувствах, затрагивать основателя религии, например, пророка Мухаммеда, о чем президент Макрон стал говорить во всеуслышание. Он стал выставлять карикатуры Charlie Hebdo на улицах, якобы французская нация не сдается. Но это достаточно странный способ показать, что французы защищают свою идентичность», — считает эксперт.

Может ли идентичность быть такой оскорбительной для других людей? По мнению Романа Лункина, во Франции происходит столкновение двух крайностей: либеральной идеологии, которая основана на радикальном секуляризме, и радикального исламизма.

Источник фото: Prt Scr youtube.com - Демид Быстров

Секуляризм — это такая концепция, согласно которой государство и закон отделены от церкви и не поддаются влиянию ни одной из религий. 

«Конечно, не хочется связывать такого рода террористические акты с религиозным мировоззрением убийц. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм — основные мировые религии проповедуют мир и гармонию. Лидеры основных мировых религий находятся в гармонии друг с другом. Но, к сожалению, все-таки приходится упоминать и религиозную принадлежность террористов, потому что сами фигуранты террористических атак и те, кто ими управляет, используют религиозные идеи для мотивации», — считает Роман Лункин.

Террористы из Парижа и Ниццы — чеченец и тунисец, были заражены радикальными идеями. Они представляли себя своего рода «шахидами», мучениками, которые, защищая имя пророка Мухаммеда, попадут в рай.

Источник фото: Global Look Press - Norbert Scanella / imago-images.de

Однако нельзя забывать и о резких высказываниях Макрона. Его заявление о противостоянии исламскому сепаратизму вызвало возмущение многих мусульман.

«Особенно возмутили две вещи: во-первых, заявление Макрона о том, что государство должно создать какой-то свой французский просвещённый ислам вместо того, который есть. Это само по себе странно для человека, который является абсолютно светским президентом светского государства. Во-вторых, пляски на карикатурах. Это все отражает тот радикальный либеральный секуляризм, который сложился не только в современной Европе, но и во всем Западном мире», — рассказывает эксперт.

Действительно, это тоже своего рода радикализм — ультралиберальный. Он говорит, что религия — это идеология второго сорта, которая сегодня не нужна, и ее можно использовать просто в качестве мишени, чтобы показать: у нас свобода слова. Это не менее радикальный подход, чем у мусульман.

Источник фото: Global Look Press - Panoramic / Keystone Press Agency

Макрон выступал совсем не от имени христианства, а его заявления можно даже называть антирелигиозными.

«Уже появились высказывания, что во всем виноват Макрон, но это не так. И до Макрона были террористические акты. Нападения на христианские церкви, теракты в разных европейских столицах происходили и без Макрона. К сожалению, это все может продолжаться. Просто в данном случае ситуация была обострена наличием такого рода карикатур. Сейчас они вновь опубликовали карикатуры на президента Турции Эрдогана, но с оскорбительным упоминанием пророка».

В этой карикатуре упоминается пророк Мухаммед в очень низком контексте. Соответственно, люди, которые таким образом высмеивают чужую религию, в целом провоцируют часть религиозно-мотивированных людей на радикальные акции.

Можно говорить, что сегодня во Франции происходит противостояние двух видов радикализма, которое неизменно приводит к человеческим жертвам. Религиозная и антирелигиозная эйфория приведут к еще большему конфликту и смертям.