Войти в почту

Китай первым в мире победил ковид и вышел из коронакризиса? Комментарий Семена Новопрудского

Пока весь мир захлебывается в пандемии COVID-19, выбирая между локальными ограничениями и новыми мерцающими карантинами (несмотря на очевидный безоговорочный провал первой попытки), Китай, родина «короны», словно живет на другой планете. Там — по официальной статистике — давно нет никакой эпидемии, а экономика уже начала расти даже по сравнению с безмятежным доковидным 2019 годом. В чем причина этого китайского чуда? И можно ли его повторить где-либо еще?

Китай первым в мире победил ковид и вышел из коронакризиса? Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

По данным Национального статистического бюро Китая, ВВП страны по итогам третьего квартала вырос в годовом исчислении на 4,9%, во втором квартале — на 3,2%. Экономика Китая, очевидно, быстрее всех в мире восстанавливается от пандемии COVID-19 — падение ВВП от закрытия заводов и введения карантина в первом квартале года уже полностью компенсировано. Китайская экономика за январь-сентябрь 2020 года уже даже прибавила 0,7% по сравнению с первыми девятью месяцами 2019-го.

За счет чего растет китайская экономика, более или менее понятно. Прежде всего, за счет быстрого восстановления промышленного производства: в третьем квартале 2020 года оно выросло год к году на 5,8%. Для сравнения, во втором квартале этот показатель составлял 4,4%. Сельскохозяйственное производство в Китае два квартала подряд растет год к году одинаковым темпом 3,8%.

Начался в Китае и осторожный рост потребления. Розничные продажи по итогам третьего квартала поднялись на 0,9%, однако по итогам девяти месяцев 2020 года объем продаж все еще на 7,2% ниже, чем в прошлом году. Впервые с начала пандемии в Китае даже начался рост инвестиций — на 0,8% год к году.

Главный способ реанимации китайской экономики хорошо известен: рекордное кредитование экономики госденьгами за счет печатного станка через госбанки и Народный банк КНР (аналог нашего Центробанка). Только за сентябрь в стране было выдано 1,5 трлн юаней новых кредитов.

Общий объем кредитного финансирования китайской экономики достиг абсолютного исторического рекорда в 280 трлн юаней (41 трлн долларов, это два годовых ВВП США или более 20 ВВП России). С начала года экономика КНР получила 29,6 трлн юаней дополнительных денежных вливаний — сумму, эквивалентную четверти китайского ВВП.

Но никакие космические финансовые вливания не помогли бы китайской экономике, если бы в стране, как практически во всем остальном мире, продолжал бушевать коронавирус. Однако с середины апреля он чудесным образом покинул Китай.

Китайская официальная статистика по COVID-19 поражает воображение: таких фокусов нет больше нигде. Судите сами. На сегодняшний день в стране с населением 1,4 млрд 258 активных случаев болезни и только четыре человека в серьезном или критическом состоянии. 23 февраля в стране был зафиксирован дневной рекорд смертей от коронавируса — 150 человек. Потом смертность неуклонно угасала. 17 апреля Китай вдруг сообщил сразу о 1290 смертях за день — и с тех пор люди в стране магическим образом вообще перестали умирать от «короны».

За сутки 19 октября в Китае выявили 13 случаев коронавируса. А, например, в Люксембурге почти в десять раз больше — 122. Вы верите, что такое может быть? Я — нет. Данные по количеству тестов Китай не обновляет уже третий месяц. Их, по официальным китайским данным, сделано ровно 160 млн, или 111 163 на миллион населения. Для сравнения, Белоруссия сделала в два раза больше, Бахрейн — в девять раз, США — почти в 3,5 раза больше, Россия — тоже в 3,5 раза больше.

Все это дает серьезные основания предполагать, что Китай просто вообще прекратил спонтанное тестирование, как это делают другие страны, и де-факто отменил у себя эпидемию, скрывая истинные масштабы реального количества тяжелых больных и реагируя исключительно на такие случаи. Так называемых бессимптомных носителей вируса Китай не учитывал с самого начала.

При этом никто в мире ни на государственном, ни на международном уровне почему-то не задает вопросы ни о происхождении вируса (никакого расследования на сей счет не проводится или его результаты неизвестны), ни о том, почему в мире нет ни одной сколько-нибудь крупной и относительно плотно населенной страны мира, в которой были бы такие цифры смертей и заражений COVID-19 в динамике, какие показывает КНР. Об опыте китайского карантина весной мировые СМИ писали взахлеб. Ничего внятного о причинах и степени достоверности победы Пекина над пандемией почему-то не написано нигде.

Пока же Китай, забыв о пандемии, вернул экономику к доковидному росту. А весь остальной мир надеется на вакцину и живет в состоянии, близком к затяжной ядерной войне с неясным исходом. При этом если у богатых стран есть возможности заливать экономику деньгами, как делает КНР, то использовать китайский опыт победы над пандемией, похоже, не удастся никому. В том числе потому, что он остается тайной за семью печатями.