Войти в почту

Французы не верят, что пенсионная система станет более справедливой

Во Франции началась общенациональная забастовка, напомнившая о выступлениях «жёлтых жилетов». На это раз французы протестуют против пенсионной реформы. Обнародованный в июле законопроект сразу же стал предметом жарких споров и поводом к массовым забастовкам. Несмотря на колоссальные пропагандистские усилия правительства, французы не верят, что пенсионная система в будущем станет более справедливой. News.ru разобрался, почему этот законопроект вывел их из себя.

Пенсионная реформа разозлила французов
© © REUTERS / Christian Hartmann

Изначально пенсионная реформа во Франции была намечена на середину 2018 года, но теперь ожидается, что парламент проголосует за законопроект не раньше лета 2020 года. Хотя в тексте законопроекта, обнародованном в июле, утверждается, что он был разработан после тщательных консультаций с экспертами и гражданским обществом, этого, очевидно, оказалось недостаточно. Первая забастовка работников общественного транспорта потрясла Францию 13 сентября, вторая, ещё более масштабная, стартовала 5 декабря.

Благодаря мощной и разветвлённой системе профсоюзов парализовать страну оказалось довольно несложно: об участии в забастовке заявили профсоюзы работников железных дорог, общественного транспорта, электросетей, сотрудников наземных служб Air France, адвокатов, врачей, полицейских, учителей. Именно эти категории населения — главные проигравшие в грядущей пенсионной реформе.

Французские профсоюзы за годы борьбы с государством добились для своих членов весьма льготных условий труда и выхода на пенсию. На данный момент во Франции существует 42 плана пенсионного страхования для разных категорий работников. Например, машинисты поездов могут получать пособие по старости уже в 50 лет, другие работники железных дорог и метро — в 55. Это считается компенсацией за неприглядную и трудную, но общественно полезную работу. Получается система внимательная и заботливая в отношении трудящихся, но, увы, неподъёмная для нынешнего бюджета, так как ранний выход на пенсию спонсируется государством. По данным правительственного доклада, к 2025 году дефицит пенсионного бюджета в Пятой республике составит от 8 до 17 млрд евро.

Есть и другая проблема. На французскую экономику давит скромное число трудящихся относительно всего населения. По данным Eurostat, только 56% французов в возрасте от 15 до 74 лет в 2018 году были заняты. Такие показатели объясняются как высокой безработицей среди молодёжи, так и ранним выходом на пенсию. А так как продолжительность жизни в дальнейшем будет увеличиваться, будет расти и число иждивенцев. Нет необходимости объяснять, что высоких показателей экономического роста, а значит, и улучшения благосостояния населения при таком раскладе не достичь. В начале правления Макрона темпы роста ВВП были на уровне 2,4%, в этом и следующем году, по прогнозам они составят 1,3% и 1,2%.

Покончить с явно перегруженной системой пенсионного страхования во Франции до Макрона пытались президенты Жак Ширак в 1995 году и Николя Саркози в 2010-м. Обоим пришлось отступить перед лицом мощнейших уличных протестов. Как отступил и нынешний глава Пятой республики, отозвав законопроект, повышающий цены на бензин, после выступлений «жёлтых жилетов». Но пенсионная реформа — это главная цель Макрона, отказываться от неё он не собирается, хотя некоторые уступки неизбежно придётся сделать.

Суть реформы выражена в формуле «проще, справедливее, для всех». Существующие 42 страховых плана по ней упраздняются и вместо них вводится единая система расчёта пособий по старости, основанная на баллах. Каждый отработанный день приносит трудящемуся условные единицы, чем больше он их накопит к старости, тем больше будет пенсия. Звучит действительно просто, а вот справедливо ли? Равен ли один день работы машинистом в тёмном, душном туннеле метро дню, проведённом в удобном кресле офиса с кондиционером? День работы полицейского, рискующего жизнью и здоровьем, дню чиновника, который написал этот законопроект? На эти вопросы французское правительство пока не дало удовлетворительных ответов, предпочитая напирать на то, что и нынешняя система несправедлива к очень многим трудящимся и кроме того, не отвечает современным реалиям.

Макрон обещал не повышать пенсионный возраст, и своё обещание сдержал: он остаётся на уровне 62 лет для мужчин и женщин. Но ушедшие на покой в этом возрасте будут получать урезанную пенсию, в этом главная хитрость. «Основной» пенсионный возраст в 2025 году (именно тогда пенсионная реформа по плану вступит в силу) будет 64 года, и если работник уйдёт раньше, то будет получать пособие примерно на 5% меньше за каждый «недоработанный» год. Если же он, напротив, уйдёт позже, то получит бонус в 5% за каждый «переработанный» год. Причём «основной» возраст будет меняться в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни поколения, за которым он закреплён. Так как, скорее всего, продолжительность жизни во Франции будет увеличиваться, вслед за ней будет отодвигаться и пенсионный возраст.

На выходе преимущества от перехода на новую систему очевидны только тем, кто верстает государственный бюджет, а у французов возникает подозрение, что их пытаются заставить работать больше за те же деньги. В общем-то, они правы, в этом и состоит цель реформы. Как уже указывалось, французская экономика нуждается в увеличении числа трудящихся.

Столкнувшись с угрозой повторения протестов «жёлтых жилетов», Макрон вышел из положения излюбленным способом: сымитировал отступление и объявил очередные трёхмесячные национальные дебаты. Высказать всё, что он думает о пенсионной реформе, может каждый: виртуально через интернет-платформу или лично высшему комиссару по делам пенсий Жану-Полю Делевойе, который в данный момент колесит по стране и руководит дебатами на местах.

На сегодняшний день нельзя сказать, что эта стратегия работает. Согласно опросу Elabe, опубликованному 7 ноября, почти каждый второй француз (47%) выступает против реформы, и только 29% её поддерживают. Несмотря на все разъяснительные усилия правительства за месяц число противников реформы увеличилось на 4%.

Аналогичным образом президент отреагировал на протесты «жёлтых жилетов», которые не утихли даже после отмены спровоцировавшего их повышения цен на бензин. Дебаты тянулись долго, а итоговый доклад президента, представленный 25 апреля, не предложил ничего принципиально нового. Макрон пообещал решить проблемы неравенства богатых и бедных, приблизить власть к народу, но намеренно избегал излишней детализации своих планов и прятался за спины министров. Другой опрос Elabe свидетельствует, что 65% французов, следивших за итоговой пресс-конференцией, посчитали аргументы президента неубедительными. Впрочем, протесты к тому моменту хоть и не прекратились, но заметно сошли на нет сами собой.

За Макроном закрепилась стойкая репутация «президента богатых», улица его не любит. Этому отчасти способствовали его собственные высказывания, признанные многими высокомерными, и третирование политических соперников. В ноябре рейтинг одобрения главы государства колебался на уровне 33%. Это не так плохо по сравнению с 23% в разгар движения «жёлтых жилетов» в январе 2019 года, но и несравнимо с теми 67%, с которыми Макрон пришёл к власти в мае 2017-го. Насколько подкосит поддержку молодого президента пенсионная реформа, вопрос будущего, но складывается впечатление, что 23% станут не самой низкой точкой за его срок.