Войти в почту

Германии нужен свой ислам

Берлин намерен всерьёз ограничить иностранное влияние на немецкие мусульманские общины. Речь идёт прежде всего о мощной культурной и финансовой поддержке турецких мечетей и имамов со стороны Анкары. Таким образом в ФРГ стремятся укрепить интеграцию консервативной части проживающей в ФРГ турецкой диаспоры, избежать её превращения в политический инструмент в интересах Турции, а также добиться того, чтобы в управлении религиозной политикой принимали участие и немецкие структуры.

Германии нужен свой ислам
© Peter Endig/ZB/Global Look Press

Германские политики призвали Турецко-исламский союз по религиозным делам (DITIB) — самую крупную исламскую организацию в стране, координирующую деятельность более чем 900 турецких мечетей по всей ФРГ, — прервать связи с Анкарой. Как заявил на днях депутат от Христианско-демократического союза (ХДС), эксперт по внутренним делам Кристоф де Врис,

«исламский институт, лояльный Анкаре, не может быть частью Германии».

Главная претензия заключается в том, что имамы этих мечетей получают деньги за свою работу напрямую из Турции через структуры DITIB, зачастую слабо владеют немецким языком, а также нередко вовлекаются и в политические процессы, сохраняя лояльность исторической родине. Кроме того, по замыслу законодателей из правящей партии, проживающие в Германии мусульмане должны задуматься, какого рода ислам нужен европейской стране для успешного сосуществования культур.

Речь не идёт о новой теологии, инициатива ХДС, скорее, сфокусирована на социальных аспектах религиозной деятельности. Как полагают в партии, для того, чтобы проповедовать в ФРГ, имамы должны получать соответствующую подготовку непосредственно в Германии. Также они сами должны представлять собой пример успешной интеграции в немецкое общество.

Не так давно ХДС выступила с законодательной инициативой о том, что все имамы в стране должны в обязательном порядке иметь и базовые знания немецкого языка. По замыслу авторов закона, владение языком подразумевает и соответствующий европейский культурный бэкграунд, что позволит религиозным деятелям содействовать большей интеграции этнических турок в немецкое общество. Однако пока он так и не был принят.

Тем не менее, по заявлению госсекретаря МВД Германии Маркуса Кербера,

«турецкое правительство должно принять тот факт, что те дни, когда DITIB имел полный контроль над германскими мечетями, ушли в прошлое». Ваши турки — это теперь и наши турки, смиритесь с этим, — сказал чиновник, обращаясь к турецким официальным лицам.

Такая постановка вопроса, однако, не решает проблемы финансирования исламских религиозных учреждений. Перекрывая денежные потоки из Турции, ФРГ пока не может предложить сопоставимой поддержки. В этой связи одной из обсуждаемых инициатив стал так называемый «налог на мечети», кoтopый могли бы выплaчивaть члeны кoнкpeтных oбщин. Но окончательного решения пока нет, как и нет понимания, откуда брать столь значительные средства.

При этом подобная позиция Берлина вызывает крайнее неприятие у турецкой стороны. Там полагают: если имамы и религиозные общины в ФРГ не будут финансироваться Анкарой, то крайне высок риск, что они подпадут под контроль движения гюленистов — сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена, объявленного врагом Турции, обвинённого в попытке госпереворота в 2016 году и проживающего ныне в добровольном изгнании в США.

Всё это происходит на фоне постоянных политических разногласий Берлина и Анкары: отложенного решения по вступлению Турции в ЕС, скандалов вокруг военной базы Инджирлик, миграционных проблем. И поэтому речь идёт не только о сугубо религиозных процессах. Беспокойство у немецких властей вызывает в целом довольно ощутимая связь турецкой общины со своей исторической родиной.

Стоит вспомнить, к примеру, как накануне саммита Большой двадцатки-2017 в Гамбурге немецкие власти запретили президенту Турции Реджепу Эрдогану выступить перед своими соотечественниками из опасений, что он использует эту возможность как политическую трибуну. Нельзя не упомянуть и разразившийся в этом же году скандал, когда несколько десятков турецких имамов в Германии были заподозрены в шпионаже в пользу Анкары — среди прочего, им вменялось в вину то, что они вычисляли и «сдавали» сторонников Гюлена. Тогда до начала расследования несколько духовных деятелей спешно выехали в Турцию, а в ответ Берлин прекратил субсидировать проекты DITIB.

В ФРГ живет по разным подсчётам около 3 млн турок. Многие из них сохранили гражданство Турции и активно участвуют в выборах. Этим активно пользуется Эрдоган, постоянно обращаясь за поддержкой к общине. Берлин даже был вынужден запретить политическую предвыборную агитацию на территории ФРГ.

Этот процесс имеет и обратную силу — в Берлине опасаются, что Анкара может влиять на политические предпочтения турецкой диаспоры в ходе немецких выборов, ведь турецкая община — это без малого 4% электората. К слову, на федеральных выборах-2017 турецкий лидер прямо призывал их «не голосовать за врагов Турции», к которым он причислил ХДС, зелёных и социал-демократов.