Войти в почту

Назарбаев задумался о передаче власти

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пообещал своим согражданам быстрый рост благосостояния. Решать эту задачу предстоит новому правительству республики, недавно назначенному взамен отправленного в отставку 21 февраля за плохую работу. В то же время не исключено, что кадровые перестановки связаны с будущим транзитом власти в стране.

Назарбаев задумался о передаче власти
© РИА Новости

Плохо работали

Главой кабмина назначен Аскар Мамин, занимавший до этого пост вице-премьера страны. Все назначения в обновлённое правительство произошли в один день.

21 февраля Нурсултан Назарбаев отправил прежнее правительство Казахстана в отставку. В специальном заявлении главы государства отмечалось, что кабинет министров не смог в должной мере осуществить реформы, задуманные президентом, и, соответственно, существенно поднять уровень жизни граждан. По задумке президента, в экономике должна быть повышена роль малого и среднего бизнеса, снижен контроль государства за бизнесменами, что повысит доверие общества к судам и правоохранительным органам. Но этого не произошло. Среди прочих претензий к уволенному правительству — неумение выстроить системную работу при реализации госпрограмм, в результате чего выделенные из бюджета средства не принесли ожидаемого эффекта.

«Реальные доходы населения не увеличиваются. Растёт доля расходов на продукты питания в бюджете семей. В результате формального подхода исполнительных органов часть социально-уязвимых слоёв населения не охвачена адресной социальной помощью. Всё это усугубляется неумением членов правительства, министров, акимов работать с населением, выслушивать проблемы людей, разъяснять им проводимую работу и политику», — сказано в президентском заявлении.

Наблюдатели обратили внимание, что Назарбаев впервые отправил правительство в отставку с формулировкой за плохую работу, как и признал наличие системных ошибок в государственном управлении. Прежние выступления президента обычно сводились к перечислению успехов и достижений. Например, в декабре прошлого года Назарбаев утверждал, что средняя зарплата в Казахстане выросла до 420 тысяч тенге ($1,3 тысячи), чем немало удивил сограждан. При этом нельзя сказать, что правительство не показывало положительных результатов. Так, с нового года минимальная зарплата выросла с 28 до 42 тысяч тенге (с $76 до $114), а экономический рост в 2018-м составил вполне приличные для пространства СНГ 4,1% (для сравнения, за тот же период ВВП России увеличился на 2%).

Одновременно эксперты отмечают, что последний год в Казахстане росла социальная напряжённость. Обещанная гражданам ипотека по низким ставкам так и осталась благим пожеланием, реальные доходы людей росли медленно, а сформированные за многие годы коррупционные схемы мешали развитию частной инициативы.

27 февраля на съезде правящей партии «Нур Отан» Назарбаев пообещал, что на предложенные им меры по улучшению жизни людей в ближайшие три года будет дополнительно выделено 2 трлн тенге ($5,3 млрд). Из них 980 млрд тенге ($2,6 млрд) будет направлено на повышение зарплат бюджетникам, 300 млрд тенге ($790 млн) — на повышение пособий для детей инвалидов. Одновременно планируется вложить средства в развитие дорожной инфраструктуры, газификацию домов, строительство арендного жилья для малоимущих, оборудование медицинских клиник.

Транзит власти

Несмотря на резкие формулировки Назарбаева о работе прежнего кабинета министров, новое правительство будет немногим отличаться от старого. Из 18 министров 12 человек, то есть две трети, сохранили свои посты. При этом люди, назначенные сейчас на министерские должности, ранее работали в правительстве на других позициях. То есть новых лиц в «обновлённом» органе исполнительной власти нет. Например, заместителем премьера стал Женис Касымбек, который ранее занимал пост министра индустрии и инфраструктурного развития.

Эксперты отмечают, что Назарбаев не любит разбрасываться проверенными кадрами, даже если они становятся объектом сильной критики со стороны общественности. Так, за две недели до отставки правительства был уволен министр внутренних дел Калмуханбет Касымов. Последние несколько месяцев в Казахстане шла широкая кампания за его отставку, поводом стало убийство автомобильными ворами в центре Алма-Аты прославленного национального фигуриста Дениса Тена. Формально, требование граждан было выполнено, но по сути Касымов наоборот получил повышение: Назарбаев назначил его своим помощником и секретарём Совета безопасности РК, который недавно получил широкие полномочия.

При этом специалисты в области государственного управления сходятся во мнении, что каким бы не был состав правительства Казахстана, оно вряд ли сможет решить проблемы, которые носят системный характер. Например, госпрограммы, в провале реализации которых Назарбаев обвинил министров, изначально подразумевали усиление контроля государства за предпринимателями. В результате бизнесмены были вынуждены выполнять не всегда взвешенные и профессиональные указания чиновников, в то время как успех их предприятий зависел от таких гибких факторов, как конъюнктура мирового рынка.

Критику экспертов вызывает и сам сложившийся принцип формирования правительства. Кабинет всегда собирался из самых различных людей, представляющих разнообразные кланы и группы влияния, но никогда не был командой единомышленников. Новое правительство сформировано по старым лекалам, так что нет особой надежды на его эффективную работу. Ситуацию кардинально могло бы изменить назначение министров на основе свободных парламентских выборов с реальной конкуренцией различных политических партий, однако надежд на такой сценарий нет практически ни у кого из специалистов.

В то же время, произведённые кадровые перестановки могут свидетельствовать о том, что Назарбаев планирует передачу власти. Тем более, что он сам недавно обратился в конституционный суд с просьбой истолковать положения основного закона, касающиеся досрочного прекращения президентских полномочий. При этом новый формат государственного устройства может быть совершенно непредсказуемым. Так, в скором времени планируется существенно сократить полномочия президента и передать их парламенту и правительству, но каковы будут эти полномочия, пока никто не знает.

Обращает на себя внимание и то, что даже в случае ухода Назарбаева из президентского кресла, он сохранит за собой пожизненный пост национального лидера. В 2018 году депутаты мажилиса наделили Назарбаева новыми полномочиями, когда приняли законопроект, расширяющий, в свою очередь, полномочия совета безопасности, главой которого Назарбаев стал пожизненно. Согласно конституционным поправкам, без совбеза не будет приниматься ни одно важное государственное решение, вплоть до назначения заместителей министров.

Таким образом, Назарбаев может уйти с президентской должности, но сохранит более широкие полномочия. Так что формально Казахстан может стать парламентской республикой и заявить о достижениях в демократических преобразованиях, но при этом все важные должности будут заняты исключительно людьми Назарбаева. При этом нынешняя отставка правительства может быть связана с попыткой вывести его из-под удара и возложить всю ответственность за провалы в экономике на отставленных министров.